Углубившись в историю древнего мира, мы обнаруживаем, что языческих Богов - бесконечное множество, ибо они рассредоточены в тысячелетиях и в бескрайних просторах земли. Имена, эпитеты, тотемы и качества всех Богов - не перечислить. Однако при желании можно узнать наиболее важное, чтобы понять то, что доступно нашему разуму и сердцу.
Прежде всего, заметим, что Боги, будучи творческими принципами бытия (эйдосами), духами или силами, выражаемые людьми в форме образов и мифов, образуют в своей совокупности не хаотическое множество, а определенную связь фактов. Она не всегда объяснима нашей логикой, но всегда по-своему обоснована. Боги, как и люди, имеют свою историю, генеалогию, географию, структуру и иерархию.
Бесконечный Абсолют, умопостигаемый как нечто Единое, проявляет себя через многое - в статике, динамике и органичном сращении. Вечность существует как актуальная бесконечность или вечная молодость, которая подразумевает переселение и круговращение душ. Подобно тому, как единица потенциально содержит в себе всё математическое множество положительных и отрицательных чисел, так и Единый Бог проявляется через бесконечное множество богов, которые образуют антиномические пары (Бог-Сатана), троицы (Брахма, Вишну, Шива) и целые семейства (олимпийский пантеон), в зависимости от религиозных традиций.
Важно заметить, что Единое у теологов платонической школы является безличным принципом. Его материальные эманации, в том числе боги есть ни что иное, как обобщённые силы природы и общества. Их содержание противоположно мифу о надмировом Боге-творце монотеистов библейской школы. По сути, здесь речь идёт о высоко духовном и умном пантеизме, осмысленном с помощью диалектики, онтологического символизма, историзма и других методов познания.
Имя Бога (ноумен) не то же самое, что его качества или функции (феномен). Поэтому имена тождественных по сути Богов не обязательно должны совпадать, ибо каждое из них имеет свои причины возникновения. Например, греческий Зевс соответствует нашему Дию, хотя славяне чаще называют громовержца эпитетом Перун, указывая не его знаменитое свойство низвергать гром и молнии, а не на изначальное имя.
Также и понятие «бог» (от санскр. bhaga - благо, др.-перс. baga, авест. baha - господь, бог) в западной традиции выражается с помощью латинского слова «deus» (греч. dios, др.-инд. devas, aвест. daeva), что смещает теологические акценты, но не меняет суть божественных явлений.
В языческой традиции не было противопоставления «высших» богов «низшим». Даже у древних евреев допускалось понятие Элохим (Божества во множественном числе) в отличие от Элоах (Бог в единственном числе), который тождественен арамейскому Элаху и арабскому Аллаху. Все духовные (идеальные) силы принадлежали к божественному уровню, и только после внедрения дуалистических и монотеистических религий они перешли в разряд «низших» или «злых» демонов.
Дух - бесплотная и невидимая сущность, которая иногда может показываться человеку, поскольку духи пребывают в постоянном взаимодействии с человеком и влияют на его психическое состояние.
В разные эпохи у разных народов понятие Дух имело различный смысл: греческое «эйдос» не то же самое, что латинское «анимус», а немецкое «гейст» отлично от католического «спиритус». В римской мифологии понятию «демон» соответствует «гений» (от gens - род, gigno - рождать) - изначально Бог Рода, покровитель семьи и мужской плодотворной силы. Глава рода почитался в виде пенатов, чуров и домовых.
Одним словом, изначальная система, существовавшая в религии наших Пращуров, была постепенно заменена на христианское представление о божественном мире. Несмотря на это, знатоки народной традиции сумели сберечь немало из тех знаний и поверий, которые Церковь уничтожала и запрещала.
ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «БОГ ИЛИ БОГИ?» ИЗ КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С.233-235). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ