КРЫМ ОТ «ПЕРЕСТРОЙКИ» ГОРБАЧЕВА ДО РАСПАДА СССР (56)

Feb 02, 2024 04:52




В 1985 году генеральным секретарём ЦК КПСС, а фактически - главой станы, был избран сравнительно молодой партийный лидер Михаил Сергеевич Горбачёв. С его именем многие связывали большие надежды на будущее, потому что он заявил о необходимости «нового мышления» и «перестройки» всей системы социалистических отношений.



Все тогда были увлечены экономическими реформами в духе «хозрасчета», непривычной свободой в области «гласности» и общей атмосферой доверия в условиях военного разоружения и разрядки международной напряженности. И мало кто тогда понимал, к чему могут привести бесконечные уступки западному, капиталистическому сообществу.

Между тем, социалистическая система из-за непродуманных до конца решений и тайного лоббирования начала давать серьезные сбои. Крым, разумеется, не стал исключением.

В конце 1980-х гг., в разгар "перестройки", Государственный клинический институт физических методов лечения им. И. М. Сеченова, крупнейший центр здравоохранения в Крыму, был преобразован в медицинское акционерное общество под названием "Институт реабилитации имени И. М. Сеченова и К". После перехода на полный хозрасчет в 1988 году начались структурные изменения в его работе под руководством проф. А.Ф. Гавриленко.

В условиях рыночной экономики и самофинансирования стало значительно сложнее планировать долгосрочные программы, но институт оформлял заказы и договоры на основе связей и авторитета прошлых десятилетий. Специалистами Сеченовского института были внедрены новые технологии, выпущены научно-практические пособия по различным медицинским направлениям, в частности по профилактике пограничных психических расстройств у операторов на атомных станциях Украины.

Чудовищная авария на Чернобыльской Атомной электростанции (АЭС) 26 апреля 1986 года, очень похожая на диверсию, вызвала панику в руководстве СССР и среди общественности. Престиж атомной энергетики резко упал, хотя специалисты пытались доказывать свою правоту. Всеобщая критика способствовала срыву почти завершенного строительства АЭС в Крыму, проект которой был утвержден в конце 1980 года.

По плану два системных блока к северу от Керчи, с электрической мощностью 1000 МВт, каждый после вступления новой АЭС в строй должны были обеспечить электроэнергией весь Крымский п-в с перспективой запуска новых производств. Строительство стоимостью 751,5 млн рублей планировалось завершить к 1989 году. Первые годы работа кипела и шла ударными темпами, в духе социалистического соревнования. Однако вскоре после взрыва в Чернобыле у великой стойки появились ярые противники.

В своей борьбе против Крымской АЭС они использовали все доступные средства: от газетных публикаций до митингов и пикетов. Наиболее радикальные противники мирного применения атома доходили до требований перейти на использование ветряных двигателей. В итоге Совет министров СССР принял решение остановить строительство Крымской АЭС и перепрофилировать её в Учебно-тренировочный комплекс. Мало того, что затраченные 100 млн. рублей были потеряны, а значительная часть дорогостоящего материала осталась на складах невостребованной, учебный центр сам нуждался в электроэнергии.

В связи с развитием научно-технической революции и экологического сознания стали модными поиски альтернативных видов энергии. В частности, в мире получили распространение солнечные электростанции (СЭС), о которых когда-то мечтали фантасты. Первая в СССР солнечная электростанция была построена в 1985 году на побережье Азовского моря, недалеко от города Щелкино в Ленинском районе. Её основу составляли 420 гелиостатов, специальных зеркал, собранных из 45 фацетов, общей площадью 25,5 метров. Лучи солнца отражались через подвижные зеркала и накапливалась в центральной башне, высотой 89 метров. На её вершине находился большой паровой котел, где номинальная температура воды достигала 250 градусов по Цельсию. С помощью турбины, вращавшей ротор генератора, солнечная энергия превращалась в электрическую. Разумеется, весь процесс был автоматизирован и контролировался с помощью специальной ЭВМ.

Несмотря на математические расчеты и современную технику эксперимент оказался не очень успешным. Во-первых, СЭС могла аккумулировать тепло только днём и только в солнечную погоду. Во-вторых, переработанной энергии едва хватало на обеспечение работы самой станции.

Печальный конец ожидал дорогостоящий проект Ялтинского водопровода, стоимостью в 22 млн. советских рублей, по плану 1959 года он имел гарантийную прочность в 50 лет. Однако уже через 20 лет он начал давать сбои: в бетонном тоннеле появились трещины, которые стали постепенно расширяться, от 3-4 см до 15-20 см.

Чтобы выйти из аварийной ситуации, было решено построить рядом дублирующий тоннель для водоснабжения. Работа началась. Через 3,5 года она должна была привести к задуманному результату. Однако и здесь помешал распад СССР. Государственное финансирование было прекращено, а строительство - заморожено.

В последние месяцы Советской власти важную победу одержали защитники природы. В июле 1991 года по решению совета министров УССР крымскому «Заповедно-охотничьему хозяйству» вернули статус государственного природного заповедника. Большая территория, охватывающая пять лесничеств в центральной и приморской областях полуострова, где находятся самые высокие горные массивы Крыма, берут начало многие реки и сотни родников с чистой, целебной водой, а также орнитологический филиал «Лебяжьи острова», стали охраняться от браконьеров. Благодаря этому были сохранены редкие виды расстений, животных и птиц, многие из которых уже попали в Красную книгу. Крымские туристы с благодарностью могут созерцать дубовые, буковые и сосновые леса, дышать ароматом можжевельника, фиалок, душици, шафрана, зверобоя.

Обсуждение статуса Крыма

Стремление Украины к независимости от России еще до развала СССР неоднократно приводило к недоразумениям в связи с особым статусом Крыма и города Севастополь. Каждый раз приходилось принимать неординарные решения, чтобы обе стороны остались довольны.

Очередная критическая ситуация возникла во время обсуждения Договора между РСФСР и УССР, подписанного 19 ноября 1990 года в Киеве Б.Н. Ельциным и Л.М. Кравчуком. Оно проходило в Верховном Совете РСФСР под председательством Р.И. Хасбулатова. Украина ратифицировала Договор с результатом: 352 депутата голосовало за, ноль - против, ноль - воздержавшихся. России предлагалось сделать то же самое. С апологией украинской инициативы выступил министр иностранных дел РСФСР А.В. Козырев. Он заявил, что ратифицируемый договор «является вкладом в обеспечение стабильности в нашей стране, то есть в Советском Союзе».

Западнику и либералу Козыреву возразил депутат Башкирской ССР и член Верховного Совета Ю.М. Белоглазов, сформулировавший несколько ключевых вопросов: «Не считаете ли вы, что статьей 6-й мы закрепляем передачу Крыма и других исконно русских земель Украинской Республике? Не считаете ли вы, что это будет последующим развалом русской государственности? Что мы будем делать с Севастополем, с морскими портами и базами? Что, будем новые строить?».

Министр иностранных дел РСФСР кратко ответил «нет» на тревожные вопросы депутата, объяснив свою позицию интересами соблюдения международной безопасности.

На это депутат Белоглазов возразил, что Украина может перейти в структуру НАТО, а мы останемся вне структуры НАТО. Каким образом мы себя будем вести в данном случае? Как будет решаться вопрос о наших ядерных проблемах и так далее.

Тогда в дискуссию вступил Владимир Петрович Лукин, председатель Комитета по международным делам и внешнеэкономическим связям: «Больше всего нас волнует проблема Крыма. На мой взгляд, она была решена 30 лет тому назад не оптимально. Это было решение, которое не делает чести советскому режиму. Кто-то с кем-то посоветовался и за нас всё решил… Население Крыма само должно высказаться по поводу того, какую жизнь оно предпочитает…Идею раздела Вооруженных Сил между республиками я считаю абсурдной, чудовищной, ведущей к катастрофе, не только общесоюзного, но и мирового значения. Я решительно против этой идеи. Я глубоко убежден, что нам надо избежать раздела армии. Давайте не будем ссориться, и тогда Севастополь будет наш и украинский. Севастополь будет защищать наше содружество».

Справедливые мнения русского патриота и советского державника были услышаны. Но они не были учтены. Невыгодный, крайне опасный для России договор был ратифицирован и подписан 23 ноября 1990 года главой государства Б.Н. Ельциным.

Крымский референдум, о котором говорил В.П. Лукин, состоялся 20 января 1991 года. Это был первый в истории СССР народный референдум, на который выносился вопрос: «Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта СССР и участника Союзного договора?». На него положительно ответили 93,26% крымчан. В результате 7 марта 1991 года ВС СССР принял Постановление, отменившее Указ 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую обл. в составе РСФСР».

Данное решение воссоздавало Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в составе существовавшего на тот момент де-юре и де-факто СССР. Однако Украина результаты Референдума зафиксировала в виде поправок своей Конституции: «Крымская АССР является составной частью УССР».

18 августа в Москве была организована попытка государственного переворота. Некоторые из первых должностных лиц советского правительства, оппозиционно настроенных по отношению к реформам М.С. Горбачева, объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). В это время сам генеральный секретарь ЦК КПСС и первый президент СССР отдыхал на южном берегу Крыма в Форосе, где в 1988 году он построил себе дачу «Заря». ГКЧП продержался только до 21 августа, а потом его руководителей арестовали люди Б.Н.Ельцина, контролировавшие «Августовский путч».

Уже через три дня после горячих московских событий, 24 августа 1991 года, Верховный Совет УССР принял Акт провозглашения независимости Украины, подтвержденный 90,32% голосов всеукраинского Референдума.

В Крыму этот показатель составил 54,19% при явке 67%, т.е. почти две трети крымчан не одобрили или отказались голосовать за независимость Украины. Местным властям можно было вообще не соглашаться на участие Крыма в украинском референдуме, поскольку о статусе Крыма не ставился вопрос. Здесь имело место грубое нарушение Закона СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (№1409-1 от 03.04.1990), позволявшим в таких ситуациях самоопределиться автономиям. Однако, благодаря жесткому прессингу руководства Украины, чрезвычайная сессия ВС Крыма 4 сентября 1991 приняла Декларацию о суверенитете Республики в составе Украины.

Свои права заявили и крымские татары, вернувшиеся на историческую родину после хрущевских амнистий. Хотя правительственные документы весьма ограничивали права репатриантов и новых поселенцев, это не помешало довести численность татарского населения на полуострове: от: 17 тыс. в 1987 г. до 135 тыс. в 1991 года, что стало началом этнического возрождения мусульманского народа.

Одним из активных сторонников национального движения крымско-татарского народа был Петр Григоренко - советский генерал-майор украинского происхождения, ставший правозащитником. Вот что он говорил, обращаясь к его активистам в 1967 году: «То, что сделано с вашим народом, делал не один Сталин. И его соучастники не только живы, но и занимают ответственные посты. А вы обращаетесь к руководству партии и правительства со смиренными письменными просьбами… Вам надо твердо усвоить - то, что положено по праву, не спросят, а требуют! Начинайте требовать. И требуйте не части, не кусочка, а всего, что у вас было незаконно отнято, - восстановления Крымской Автономной Советской Социалистической Республики!»

За свою политическую деятельность Григоренко был арестован в Ташкенте 7 мая 1969 года и помещен в специальную психиатрическую больницу (это был уже не первый арест). Ташкентская экспертиза признала его вменяемым, но повторная, проведенная в Москве в Институте им. Сербского, выдала заключение о том, что Григоренко «страдает психическим заболеванием в форме патологического (паранойяльного) развития личности с наличием идей реформаторства». После принудительного лечения в течение 5 лет, диссидент в 1977 году был лишен советского гражданства и выехал в США, где через некоторое время умер.

17 мая 1999 года в центре Симферополя на Советской площади по инициативе меджлиса был торжественно открыт памятник генералу Григоренко, а в 2004 году Симферопольский горсовет принял решение переименовать территорию вокруг бюста в сквер имени Григоренко. В Киеве именем Петра Григоренка назван проспект, во Львове - площадь.

Сама по себе миграция татар, как и людей любой национальности из одного района страны в другой, или в другое государство, вещь вполне естественная. Ведь в Крым после войны переселилось также немало русских и украинцев. И она не заслуживала бы серьезного внимания, если бы не настораживала идеологическая и политическая сторона этого процесса. Проникая всеми правдами и неправдами на полуостров, по-пиратски, "самостроем" захватывая все новые и новые районы, татары не довольствовались тем, что им не препятствуют спокойно там устраиваться. Они стали говорить и писать о том, что Крым историческая родина именно татар. И, мол, напрасно русские никак не могут понять, «что земля эта не их, даже если они живут здесь значительное время», что, настаивая на своем, они становятся «врагами-оккупантами». Себя мигранты стали называть себя уже не татарами, даже не крымскими татарами, а "крымцами" или "крымчанами", чтобы всем остальным, по-видимому, было ясно, что в Крыму они лишь гости.

Однако и это не все! Татарские сепаратисты настойчиво требовали восстановления в Крыму своей государственности. Этому был специально посвящен Курултай, состоявшийся в Симферополе вслед за массовым мусульманским праздником Курбан-байрамы в конце июня 1991 г. и собравший 220 делегатов со всех краев СССР. Курултай принял декларацию о национальном суверенитете. В ней было заявлено, что "Крым является национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение". Земля и природные ресурсы Крыма, "включая его оздоровительно-рекреационный потенциал", были объявлены основой национального богатства крымско-татарского народа, которые не могут быть использованы помимо его воли и согласия. Любое противодействие татарским националистам рассматривалось как дискриминация мусульман. В случае несогласия государственных органов признать требования татар, они настаивали на оставлении за собой статуса народа, ведущего борьбу за национальное освобождение.

Главного союзника мусульманские экстремисты видят в Турции. Побывав там, председатель Координационного центра по возрождению крымско-татарской культуры Исмет Заатов заявил, что турецкий министр культуры показал большую осведомленность о положении крымских татар в бывшем СССР. Стороны договорились о широкомасштабном сотрудничестве, которое предусматривает обучение татарских студентов в лицее Фатиха Султана, организации движения помощи "крымчанам", пересылку полиграфической техники с тюркским и латинским шрифтами и т.д. фактически, повторилось все то же самое, что было уже много paз за последние пять веков.

По воле судьбы именно в то жаркое лето я оказался в Крыму, где отдыхал и одновременно занимался научной работой. В результате мной был написан исторический очерк «Крест над Крымом», завершенный осенью 1991 года, в последние дни СССР и первые месяцы СНГ. Об этом отдельный рассказ в приложении к данной книге.

Это был фрагмент «КРЫМ ОТ «ПЕРЕСТРОЙКИ» ГОРБАЧЕВА ДО РАСПАДА СССР» (56)» из электронного спецкурса профессора Тулаева Павла Владимировича «СУДЬБА РУССКОЙ ТАВРИДЫ. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КРЫМА: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Продолжение следует.

ИСТОЧНИК - https://vk.com/id336877903

Крым - это Россия, Павел Владимирович Тулаев, Тулаев Павел Владимирович, История, Россия, СССР, История России

Previous post Next post
Up