КРЫМ В ЭПОХУ БРЕЖНЕВА (55)

Jan 25, 2024 05:55




Приход к власти нового генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева не повлиял на статус Крыма. Полуостров продолжал жить по тем же законам, что и весь Советский Союз. Развивалась агрокультура, животноводство, курортное хозяйство, строились новые промышленные предприятия и дороги. Среди современных технических объектов появились уникальные военные предприятия.



На территории Крыма были построены секретные полигоны в Багерово и Новофедоровке. Первый на Керченском полуострове. Здесь до 1947 года был военный аэродром, который был перепрофилирован. Построили новую взлетную полосу и ангары для бомбардировочной авиации, где испытывались самолеты ТУ4, ТУ16, ИЛ28, СУ-7Б, а затем МИГ15 и МИГ17. На полигоне обкатывали новую технику, автоматическое управление боевых частей, с ядерными боеголовками, сбор радиоактивных продуктов. В 1972 году полигон был расформирован и прекратил свое существование.

Под Федоровкой еще с 30-х годов тоже действовал аэродром. Именно здесь в конце ВОВ приземлились самолеты участников Ялтинской конференции, Черчилля и Рузвельта. В 1976 году объект под названием «Нитка» был перепрофилировали в испытательный учебно-тренировочный комплекс корабельной авиации. Его строили лучшие конструкторы Советского Союза. Здесь тренировались самолеты будущих авианосцев ВМФ СССР: «Новороссийск» и «Адмирал Кузнецов».

В 1968 году на базе космического городка под названием НИП-10 был построен полигон для испытания луноходов - автоматических самоходных аппаратов. Был искусственно воссоздан ландшафт луны, вырыты 54 кратера диаметром до 16 метров. Управление луноходами, сконструированными Г. Н. Бабкиным, отрабатывалось в дистанционном режиме. Все участники испытаний трудились с приподнятым настроением, а один из них написал следующие поэтические строки:

С каждым месяцем ближе и ближе луна
Тренируемся снова и снова
И наступит пора, когда спросит страна:
«Вы готовы?». Ответим: «Готовы!»

Когда на новом витке космической гонки конструкторы США обогнали Советский Союз, интерес руководство коммунистической партии к луноходу остыл. Однако творческая жизнь НИП-10 не прекратилась. Перед его сотрудниками были поставлены новые технические задачи. В 1980-х годах в поселке служило около 500 солдат и 700 офицеров, не считая членов семей.

В конце 1960-х годов году в Черноморском флоте было создано новое формирование «Подводные диверсионные силы и средства» (ПДСС). Они использовали многочисленный опыт аквалангистов, прославившихся еще в годы Великой Отечественной войны, но подняли его на качественно иной организационный и военно-технический уровень. Специально натренированные пловцы, оснащённые современными комбинезонами и аппаратами для дыхания во время длительного пребывания под водой на большой глубине, получили в придаток мощное боевое оружие для схваток в морской пучине. Автомат подводной стрельбы (АПС) с магазином на 26 патронов позволял стрелять в цель на глубине до 70 метров в радиусе от 10 до 30 метров.

Помимо сравнительного небольшого подразделения ПДСС был сформирован спецназ ВМФ СССР, перед которыми были поставлены задачи более широкого круга. Спецназовцы амфибии тоже могли действовать как диверсанты под водой, но также в десантных и охранительных операциях. Например, их учили десантироваться в воду с вертолетов без парашюта или раскрывать купол парашюта у самой земли пи минимальной высоте прыжки 100-50 метров.

Советским людям, строившим коммунизм, и даже аппарату ЦК КПСС в Москве казалось, что Крым - надежный форпост обороны всей страны. Но киевское руководство, незаконно став хозяином полуострова в 1954 году, искало пути укрепления своей власти.

В 1978 году, когда КПУ возглавлял Владимир Васильевич Щербицкий, к тому времени уже член ЦК и Президиума КПСС, украинцы в одностороннем порядке включили в свою новую Конституцию 77 статью о том, что Севастополь является городом республиканского подчинения в составе УССР. Это было сделано незаконно, потому что решение о передаче Украине самостоятельной российской административно-хозяйственной единицы - Севастополя - конституционные органы власти РСФСР не принимали. По этому поводу с Украиной не было заключено никакого международного договора. Налицо было нарушение Международного Права, устава Международного Суда и Венской Конвенции. Фактически же Севастополь как был, так и остался неотъемлемой частью Российской Федерации, его стратегически важным военно-морским портом.

Именно в Крыму, на Ялтинской киностудии в сотрудничестве с «Мосфильм» и «Ленфильм», снимались многие художественные фильмы, ставшие в последствии культовыми («Человек амфибия», «Прощайте, голуби», «Алые паруса», «Садко», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.).

Больших успехов достигло крымоведение, которое сформировалось в самостоятельную научную школу. В 1966-1982 годах выдающийся географ, профессор Иван Трофимович Твердохлебов опубликовал ряд научно-популярных работ с подробным описанием полуострова. В 1969 вышло первое издание замечательной книги "Открыватели земли Крымской" Василия Георгиевича Ены, историка науки, профессора кафедры общего землеведения ТНУ им. В.И. Вернадского, академик Крымской академии наук. Появились новые исследования природы и лечебного климата полуострова Б.В. Богуцкого, В.Г. Бокши, В.И. Важова и др., а также путеводители для туристов, в том числе книга моего друга Анатолия Фёдоровича Кузнецова «Дорогами Крыма» (М. «Мысль», 1976). Учителя приучали школьников любить и беречь свой край, а случайно найденные древние вещи сдавать в музеи.

В Москве, Ленинграде, Киеве выходили новые авторские и коллективные монографии о Черноморском регионе, продолжившие тродиции российской науки. Институт археологии СССР во главе с академиком Б.А. Рыбаковым выпустил фундаментальные труды: «Античные государства Северного Причерноморья» (1984), «Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время (1989). Н.Н. Богданова опубликовала в МГУ исследование «Херсон в X-XV в. Проблемы истории византийского города» (1991).

Поэтесса Юлия Друнина, многие факты жизни и творчества которой связаны с Крымом, обогатила литературно-краеведческую тематику своей «Крымской тетрадью». Ряд стихотворений из цикла «Киммерия» и публицистика отражают эстетическое восприятие природы и истории полуострова. Прах Юлии Друниной, согласно её завещанию, захоронен на кладбище в 1991 г. в Старом Крыму:

«Я же дочерь твоя, Расея,
Голос крови не побороть.
Но зачем странный край Одиссея
Тоже в кровь мне вошел и плоть».

В брежневскую эпоху южный берег Крыма стал излюбленным местом отдыха многих советских людей. Его посещали ежегодно от 6 до 8 миллионов граждан со всех уголков нашей необъятной страны. Приезжие, которых в летний сезон становилось в 3-4 раза больше, чем местных жителей, делились на две основные категории.

Первых называли «пижамники» или «матрасники», потому что они приезжали по профсоюзным путёвкам в санатории и дома отдыха с уютными палатами, где им выдавали спецодежду, топчаны, а также льготные билеты на экскурсии на общественные и культурные мероприятия. Среди «пижамников» было много военных, партийных и членов творческих союзов.

Вторую категорию формировали так называемые «дикари». Они приезжали на море за свой счёт, иногда на собственных автомобилях, снимали в частном секторе одну или две комнаты, а иногда разбивали туристические палатки на побережье. О том, как проводили время «дикари», показано с юмором в кинокомедии «Три плюс два».

Нельзя сказать, что массовый отдых большинства курортников был во всём комфортабельным. Пляжи были забиты загарающими, с раннего утра занимавшими для себя и своих близких «место под солнцем». Отдыхающим приходилось отстаивать большие очереди в столовых, где еда была среднего качества. Транспорт был переполнен пассажирами, поэтому многие предпочитали ходить пешком. Билеты на вечерние сеансы в кино и концертные залы на пляжах доставались далеко не всем желающим.

И не смотря на все эти трудности «дикари» и «пижамники» были счатливы. Они загорали до почернения, купались и резвились в море вместе с детьми, заводили курортные романы.

Ранней осенью, когда сильная жара спадала, начинался «бархатный сезон». Местные рынки были переполнены свежими фруктами и овощами по приемлемым ценам, а на гастроли приезжали знаменитые эстрадные артисты, киноактёры и театральные труппы.

Наиболее состоятельные из отдыхающих могли позволить себе посещение ресторанов, где разнообразное меню, включавшее русские, кавказские и татарские блюда дополнял список знаменитых крымских вин «Мадера», «Херес», «Таврида» и т.п. В ночные часы гуляющих на веселе было очень много и мало кто задумывался о том, что пьянство даже на курорте остаётся пьянством.

Всеобщее признание в это время получили труды выдающегося украинского психиатра и нарколога Александра Романовича Довженко, однофамильца и тезки Александра Петровича Довженко, всемирно знаменитого режиссёра и писателя, чьим именем была названа крупнейшая в УССР киностудия фильмов. Врач-Довженко прославился своим эффективным методом лечения больных хроническим алкоголизмом, который был официально запатентован в 1984 году.

Дело в том, что в эпоху Хрущёва и Брежнева в СССР резко возросло количество пьяниц. Употребление спиртных напитков поощрялось государтвом и пропагандировалось под видом «культурного застолья». Разработкой новых сортов вин в Крыму занимался научно-исследовательский институт виноградарства «Магарач». С 1955 по 1965 годы разрекламированная ялтинская «Массандра» получила на международном дегустационном конкусре 82 золотые и 22 серебряные медали. В 1958 году производство водки и вина по сравнению с 1950 годом удвоилось, а в 1965 году - утроилось. К 1980 году употребление спирта составило в среднем 8,7 литров на одного человека, что было намного больше мировых показателей. Великая страна фактически спивалась! Особенно много алкоголиков было среди украинцев. В народе даже стал ходить анекдот: «Не каждый пьяница - хохол, но каждый хохол - пьяница».

Чтобы остановить этот самоубийственный процесс доктор Довженко развернул энергичную деятельность по лечению наркозависимых людей и пропаганде здорового образа жизни. Под его руководством в республиканском Психотерапевтическом наркотическом центре в Феодосии (в бывшем дворце Стамболи) были вылечены тысячи людей. На базе центра было подготовлено более 150 учеников Довженко, которые успешно практиковали его метод по всему Советскому Союзу. О докторе-подвижнике, народном враче УССР и СССР, получившем за заслуги Орден Дружбы народов, стали писать статьи в газетах и журналах, снимать документальные фильмы. Его книги: «Возвращаю вас к жизни», «Моё исцеляющее слово», «Здоровье - в вашей воле», где объяснялся авторский метод «доминанта трезвости» - распространялись массовыми тиражами на русском языке.

После смерти Александра Романовича в 1995 году он был похоронен с почестями в Феодосии, где стали проводиться «Довженковские чтения». В память о великом целителе установили памятник.

Это был фрагмент «КРЫМ В ЭПОХУ БРЕЖНЕВА» (55) из электронного спецкурса профессора Тулаева Павла Владимировича «СУДЬБА РУССКОЙ ТАВРИДЫ. ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ КРЫМА: ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШЕГО ВРЕМЕНИ». Продолжение следует.

Крым - это Россия, Павел Владимирович Тулаев, Тулаев Павел Владимирович, Россия, СССР, История России

Previous post Next post
Up