СКЛАВЕНЕ, СЛОВЕНЕ И СЛОВАКИ (23)

Sep 29, 2023 03:39

СКЛАВЕНЕ, СЛОВЕНЕ И СЛОВАКИ (23)




К началу христианской эры славяне проживали уже на широком пространстве: от Адриатического моря и северо-западного побережья Балтики до Днепра и Дона. Однако, назывались они, как мы убедились выше, различными именами: венедами, антами, сербами, скифами и т.д. Их союзниками были «склавене», упомянутые Прокопием Кесарийским в книге «О вандалах», а также в «Диалогах» неизвестного автора V века, именуемого Псевдо-Кесарием. По-видимому, таким же именем византийские историки называли часть словян, которые позже стали известны всему миру, как «словене» или «славяне».

Немецкие источники, опирающиеся на латинскую традицию, как уже говорилось, называли перечисленные племена вендами, а русский летописец их же именует славянами: «Тако разыдеся словеньские языкъ тем же и грамота прозвася Словеньская». Это значит, что славяне (Словене) было самоназванием суперэтноса, часть которого на западе известна с дохристианских времен под общим именем венды (венеты).

Венды не были отсталым, «темным» народом, каким он иногда подан у германских авторов. Да, западные славяне имели иной, нежели у эллинов и римлян, уклад жизни, они использовали технические достижения соседних цивилизаций, но у вендов были свои собственные экономические и военные достижения, был самобытный уклад жизни.

Общество древних славян уже в античную эпоху было разделено на классы: крестьян, купцов, воинов, воевод, князей. В горах люди жили деревнями (selo), а в долинах - в небольших городках (gradec), где формировалась местная знать. Объединение крестьянских дворов и земель одной деревни называлось «весью» (vas), а народный совет селения - «соседством» (sosednja). Когда необходимо было решать важный вопрос на уровне округа, в местный центр посылался участник «поезда» (pojesda), а когда решались проблемы общенародного масштаба созывалось «вече» (veče). Система эта очень напоминает новгородский строй, на севере Руси, где древние словене собиралось на городское «вече».

Основой экономической жизни вендов были земледелие и скотоводство. Это были не примитивные формы хозяйства, а передовое по тому времени производство. В середине первого тысячелетия до н.э. у горных жителей были железные плуг и соха, в римскую эпоху поставленные на колёса. Кованое оружие словенской провинции Норик (мечи, стрелы, копья и т.д.) славилось по всей Европе, с языческих времен. Не менее известна была местная порода лошадей, выведенная «генетским» способом, то есть методом отбора, скрещивания и специальной тренировки, который был воспринят ещё от пафлагонских энетов.

Античные словене, подобно венетам и этрускам, имели развитую традицию погребения праха в урнах. Они мастерски исполнялись гончарами, а в более поздние времена сопровождались надписями. При раскопках кладов на территории древних центров славян археологи нашли множество древних украшений (бус, диадем, колец, фибул) и монет доримской эпохи. Прикладное искусство особенно ярко проявилось в чеканке (инкрустации) по бронзе, которые продолжали традиции ритуальных ситул.

«Древние богослужебные предметы ободритов из храма в Ретре на озере Толленцер» интересно сравнить с фигурками античных богов, найденными археологами на территории вендов, живших на побережье Адриатики. Они изображают Белена (Belen, Belenus), тождественного Белбогу и Аполлону, Зевса (Юпитера, Перуна), Минерву (Афину), Геракла (Геркле), Ладу (Лето) и др. Старинные каменные плиты сохранили тексты посвящений этим богам.

Еще более полный перечень божеств вендов содержит «Ономастикон» М. Похлина (XVIII в.). Здесь греческий Аполлон сравнивается с кельтским Беленом, Сейвина - напоминает нам поморскую Сиву, Эхо - имеет славянское имя Ogglasuvavka, Фортуна - соответствует Срече, то есть Судьбе (Удаче), Марс - сравнивается с Тором и Ладоном, Минерва имеет русскую аналогию - Модрица и т.п.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что именно в восточной части Ретийских Альп (нынешние Юлийские) возвышается священная гора Триглав. Так венды Адриатики и Балтики именовали одного из верховных богов. Храм Триглава находился в районе нынешнего Щецина, бывшей столицы Померании. Там, по преданию было три холма, ибо трёхликий идол бога символизировал три мира: небесный, земной и подземный.

Словене, как и другие варварские племена, постепенно подвергались сначала романизации, а затем христианизации. Особенно это касалось больших городов и районных центров, где насаждалась латынь. Однако, деревенские жители (paganos) сумели сохранить родной язык и народные традиции.

Ю.И. Венелин считал, что противостояние Рима и племён славянского происхождения не прекращалось со времен походов Юлия Цезаря. После покорения Реции, Норика, Иллирии и Паннонии восстания местного населения не прекратились. Армия вождя Марабуда (Marabodus) насчитывала 70 тысяч пехоты и 4 тысячи конницы, имея поддержку маркоманов и квадов, предков чехов и моравов.

Под напором римлян значительные части этих племён вынуждены были переселиться из Паннонии за Дунай. Так сформировалось ядро нового этноса - словаков. Они заняли часть территории Карпатского котлована в бассейне реки Морава. Своё собственное наречие словаки называют slovenski jezyk, который не многим отличается от чешского.

По-другому истолковывает этногенез словаков современный ученый Виктор Тимура (Viktor Timura), автор многих публикаций по археологии, в том числе «Древняя Европа» и «Невысказанная история». Признавая родственность словенских племен с давних времен, а также их генетическую связь с вендами, Тимура более подробно рассматривает место и роль малых племен, которых обычно игнорируют из-за их незначительности. Используя географическую номенклатуру Клавдия Птолемея, он обращает внимание на сидонов, суовенов, котинов, бастарнов и певкинов. Например, котины с сидонами производили железо, делали орудие и продавали его германцам или сарматам, которые воевали против Римлян. Металлургическое производство было развито здесь ещё со времен расцвета лужицкой цивилизации. Квадов и вандалов словенский исследователь считает «германцами», как это было принято в римской номенклатуре.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «СКЛАВЕНЕ, СЛОВЕНЕ И СЛОВАКИ» ИЗ ГЛАВЫ II «ЕВРАЗИЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ»» КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С. 106-109. ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Скифы, Тулаев Павел Владимирович, Киммерийцы, Павел Владимирович Тулаев, История Руси, Славяне, Сербы, Древняя Русь, Словаки, Словене, Сарматы, История России

Previous post Next post
Up