САРМАТЫ (20)

Sep 08, 2023 00:26




Сарматами (лат. Sarmatae) или савроматами называли группу племён иранского происхождения, которые кочевали в степях Евразии в период III в. до н. э. - IV в. н. э. Их влияние простиралось от реки Тобол на Востоке до Дуная на Западе. Большая часть сарматов была скотоводами, передвигавшимися с одних пастбищ на другие, а те, что вели оседлый образ жизни, занимались сельским хозяйством и охотой. Некоторые промышляли торговлей или разбоем. Их общественный строй можно назвать военной демократией родового типа, поскольку во главе семейных кланов и племенных союзов стояли вожди («скептухи»).

Наиболее известными племенами сарматского союза были аланы, языги и роксоланы. Они установили свою власть в степях Северного Причерноморья. Под руководством царя Скопасиса сарматы сыграли важную роль в разгроме армии Дария на просторах Скифии около 512 г. до н. э. Сарматский царь Гатал известен как участник международного союза, образованного в 179 г. до н. э. государствами Малой Азии и Северного Причерноморья. В низовье Дона и Кубани они взаимодействовали с меотами. В конце 2 в. до н. э. сарматы выступали союзниками скифов против Понтийского царства и участвовали в междоусобных войнах Боспорского государства, где находились античные города-полисы. Воинственные ковевники поддержали понтийского царя Митридата VI Евпатора в его борьбе с Римом, который вёл наступательные войны.

На востоке сарматы достигли государств Средней Азии, включая богатый и влиятельный Хорезм. В начале христианской эры они совершили несколько военных походов в Закавказье, а затем появились на дунайской границе Римской империи. Под напором новой волны варваров - готов и гуннов - аланы участвовали в Великом переселении народов. Они с боями дошли до Испании и проникли в Северную Африку.

По представлению античных географов сарматы заняли обширные территории скифов, которые стали называться Сарматией. Энциклопедически образованный Птолемей, живший во 2 веке н.э., делил Сарматию на две части - Азиатскую и Европейскую.

Азиатская Сарматия находилась к северу от Кавказа между Волгой на Востоке и Доном (Танаисом) на западе, где была граница с Европейской Сарматией. Южном границей было побережье Азовского моря (Меотийского озера), а северная осталась открытой, поскольку её земли были мало исследованы. Геродот называет азиатскую Сарматию, наследницу Скифии, родиной амазонок - женщин-воительниц, живших обособленными от мужчин станами.

Европейская Сарматия на севере доходила до Венедского залива в Скифском океане. Её западной границей была река Висла (Вистула), за которой начиналась Германия. За южными пределами, от Сарматских гор до Карпат, жили языги, даки, геты и другие народы

Среди сарматских племён, перечисленных Птолемеем, упомятуны: аланы, роксаланы, аорсы, венеды, галины, бастарны, карпы, тавроскифы, савары, боруски. Среди них есть и бывшие скифы: агафирсы, гелоны, будины, меланхлены, что свидетельствует о преемственности античной географии.

Если учесть, что в Европейскую Сарматию автоматически попали также вельты (литовское племя), гифоны (готы), костобоки (фракийского происхождения), хуны, пришедшие из-за Урала, и даже некие «трансмонтаны», то можно сделать вывод, что Сарматия была географическим, а не политическим понятием, как сегодня, например, Европа или Азия.

Те племена сарматов, что остались в районе Причерноморья, Дона и Кубани, ассимилировались с другими народами славянского, кавказского и тюркского происхождения. В современном осетинском языке сохранились элементы сарматских диалектов.

Будучи опытными воинами, сарматы достигли больших успехов благодарю своей коннице. Их ударной силой были всадники, одетые в панцирную броню, вооруженные длинными копьями, двуручными мечами и стрелами.

За многие века культурного развития и взаимодействия с античными цивилизациями сарматы достигли высокого мастерства в прикладном искусстве: изготовлении одежды, оружия, посуды, конского снаряжения. Для украшений из золота, бронзы, кости и камня характерен звериный стиль, подобный скифскому. Они любили изображать стилизованные тела хищников или драконов, переплетённых в борьбе, антропоморфные божества и крылатых гениев. Такие сюжеты найдены на ювелирных изделиях, найденных археологами в Поволжье и Приазовье. Постепенно звериный стиль стали вытеснять полихромные украшения из полудрагоценных камней, бисера, цветной эмали. Охотничьи мотивы заменил геометрический орнамент.

Польская шляхта, ведущая своё происхождение от сарматов, выдвинула теорию, согласно которой военная аристократия отличается от подчиненного ей населения балтов и славян. Идеология сарматизма стала складываться с XV века, когда после победы при Грюнвальде 1410 года началось возвышение Польского королевства, а усилившиеся магнаты и шляхтичи требовали больших привилегий.

У истоков сарматизма стоял учёный Ян Длугош (XV век), написавший 12- томную «Историю Польши». Его цель состояла в том, чтобы углубившись во всемирную и библейскую историю со времен Адама и Яфета, удлинить историю Польши и генеалогию её князей.

Эту идею развил географ Матвей Меховский, издавший в 1508 году знаменитый «Трактат о двух Сарматиях» (Tractatus de duabus Sarmatiis), где подробно описаны земли восточнее Вислы. Меховский считал, что Сарматия простирается на востоке до Каспийского моря и Урала, а река Танаис (Дон), как в античные времена, разделяет её на Европейскую и Азиатскую.

Так была заложена геополитическая основа сарматизма, с его претензией на «исконные земли поляков». Кроме того, католики-паписты считали своим христианским долгом просветить восточных язычников и православных «схизматиков».

К XVII веку сарматизм стал господствующей идеологией польской шляхты. Наряду с историческим ревизионизмом и католическим мессианством, она выдвигала своеобразно понятые идеалы средневекового рыцарства, подразумевавшего не только воинскую доблесть, но и обостренное чувство чести, личного достоинства (honor). Фамильярному отношению к другим шляхтичам («панибратство»), сопутствовало презрение к трудовым классам.

Возникла своеобразная мода на псевдосарматский костюм: жупан, опоясанный кунтуш или чамарка (сюртук), и, конечно, сабля. Они стали элементами польского национального мифа. Такой образ в изобразительном искусстве называется «сарматский портрет».

Раздел Речи Посполитой изменил форму сарматизма, но не его суть. Культ стилизованной архаики заменило высокомерное отношение к восточным славянам и, особенно, к русским. Классический сарматизм оказал воздействие на возникновение аналогичего украинского феномена, вторичного во многих смыслах.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «САРМАТЫ» ИЗ ГЛАВЫ II «ЕВРАЗИЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ»» КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С. 94-97. ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Скифы, Тулаев Павел Владимирович, Киммерийцы, Павел Владимирович Тулаев, История Руси, Славяне, Древняя Русь, Сарматы, История России

Previous post Next post
Up