СКИФЫ (19)

Sep 01, 2023 05:15




За киммерийцами пришли воинственные скифы, подчинившие своему влиянию обширные территории. Они вступили в военный союз с таврами и создали Великую Скифию, куда Таврия входила как составная часть. Столица ее - Неаполь - находилась на месте нынешнего Симферополя. Великая Скифия, раскинувшаяся от Волги до Дуная, была хорошо известна античным авторам, которые описали ее географию и донесли до нас древние мифы.

Скифы представляли собой союз различных племен иранского и славянского происхождения. По свидетельству Геродота в их союз входили племена не только скотоводов-кочевников, но и оседлых земледельцев - считавших своими пращурами Таргитая, Геракла, а также легендарного царя Ахиллеса.

Некоторые современные исследователи считают, что чернолесская археологическая культура Северного Приднепровья X-VII веков до н.э. тождественна скифским землям сколотов-пахарей (борисфенитов). По древней легенде, пересказанной греческим классиком, первый царь сколотов Таргитай, сын Зевса и дочери Борисфена, имел троих сыновей - Липоксая, Арпоксая и Колаксая, которые за тысячу лет до вторжения в их землю персидского царя Дария (512 г. до н.э.) чудесным образом обрели упавшие с неба плуг, ярма, секиру и чашу.

Скифы-земледельцы жили севернее ализонов, соседей эллинизированных племен Причерноморья. Они производили много зерна, излишки которого продавали через греческие порты. Еще выше обитали невры. Это было древнее племя, распространившееся на северо-запад от истоков Днестра до рек Буг и Нарва, где с незапамятных времен находилась земля Нурка.

К северу от Меотийского озера (Азовского моря) и реки Танаис (Дон) Геродот помещает будинов, многочисленный народ коренных жителей с голубыми глазами и светло-русыми волосами. Они вели мирную жизнь, питаясь плодами леса и добычей во время охоты.

Греческий историк упоминает и другие племена, включая гиперборейцев. Некоторые из этих народов были союзниками воинствующих кочевников, а часть - освободились от «ига скифов», стремившихся подчинить всех своей власти.

Всему миру скифы были известны как лихие всадники и суровые воины, о жестоких нравах которых нравах ходили страшные легенды. Они покланялись богу Аресу в образе меча, которому приносили в жертву коней, рогатый скот и каждого сотого пленника. Всех рабов скифы ослепляли. Когда воин убивает первого врага, он пьёт его кровь, а отрезанную голову приносит своему царю. Только тогда он получает свою долю от общей добычи. Кожу с головы убитого врага сдирали и обрабатывали таким образом, чтобы сделать полотенце для рук. Если таких полотенец (скальпов) набиралось много, то некоторые скифы сшивали их вместе и делали чехлы для колчанов или плащи, которыми гордились как символом воинской доблести. Из черепов побежденных врагов скифы делали чаши для вина, предварительно покрывая внутри позолотой. Эти чаши выставлялись на видные места, чтобы гости видели, сколько неприятелей одолел бесстрашный воин.

Изображения скифов, подтверждаемые данными археологии, свидетельствуют о том, что это не были монголоиды или тюрки. Антропологически они являются типичными представителями европеоидной расы. Этот важный вывод получит дополнительные аргументы, если мы учтем, что ближайшими соседями скифов на северо-западе предки славян и германцев. На востоке скифский антропологический тип был распространен до Сибирской равнины, что подтверждают найденные алтайские мумии европеоидного вида.

В VII до н.э. скифская конница, подобно киммерийской, покорила Малую Азию, Ассирию. Палестину, а затем, повернув на северо-запад, вторглась в пределы славян и балтов, дойдя до Янтарного (Венетского) моря и междуречья Одры и Лабы. Вот почему историк Эфор (405-330 гг. до н.э.) помещал западные рубежи Скифии, т.е. земли сколотов-венетов рядом с Кельтикой, а мореплаватель Пифей (IV в. до н.э.) назвал венетов, добывающих янтарь на побережье Балтийского моря, скифами. Это море тогда так и называлось - Венетским, или Скифским.

Однако скифская цивилизация не сводилась к одним лишь завоевательным походам. Значительная часть населения южных поселений занималась домашним и сельским хозяйством. В эллинизированных городах-полисах процветали торговля и ремесла. Здесь, помимо покровителя войны Ареса, почитали Зевса, Аполлона, Артемиду, Афродиту, Гею, Гестию и другие божества.

В IV в. до н.э., когда на Западе возвысились Афины, Великая Скифия объединилась под началом могущественного царя Атея. Она стала соперницей Эллады эпохи Александра Македонского и успешно вела войны на западе. Позже скифское государство в Таврии (Крыму) вошло в состав Понтийского царства и попала под влияние Византии.

Наивысшего расцвета скифское государство достигло во II веке при царе Скилуре, чью мудрость подтверждает знаменитая легенда, записанная Плутархом: "Скилур, оставивший восемьдесят сыновей, перед кончиной предлагал каждому связку дротиков, приказывая переломить ее; когда же все отказались, он сам, вынимал дротики поодиночке, легко переломил все, объясняя сыновьям, что действуя заодно, они останутся сильными, а разделившись, и враждуя друг с другом, будут слабы".

Знаменитое скифское золото с декоративными изображениями животных и сюжетов из быта, многочисленные монеты с изображениями богов и именами царей, а также легендарные имена Ахилла, Атея, Скилура, Савмака, Анахарсиса, - свидетельствуют о высоком уровне цивилизации европейского типа, с развитой государственностью, основанной на господстве аристократии.
Во всём эллинском мире были хорошо известны и очень популярны легендарные сюжеты об Ахилле и Ифигении. Ахилл, главный герой поэмы Гомера «Илиада», посвящённой Троянской войне, был сыном царя Пелея и морской Богини Фетиды, которая пожелала сделать своего сына бессмертным. По преданию отец был родом из скифов, проживавших на Боспоре, в районе Керченского пролива в Азовское море.

Поскольку эти исторические события происходили в районе Понта (Чёрного моря), многие топонимы этого региона связаны с именем легендарного героя. Когда Парис смог победить Ахилла под Троей, смертельно ранив его в уязвимое место - ахиллесову пяту, душа героя, попала на остров Блаженных.

По одной из версий Ахилл был супругом Ифигении, дочери царя ахейцев Агамемнона, организовавшего военный поход на Трою. Богиня Артемида, разгневанная на царя Агамемнона, задержала в море корабли ахейцев и потребовала в жертву его дочь. Но в последний момент богиня заменила на жертвенном алтаре обречённую на смерть девушку - на лань. Сама же Ифигения была перенесена в Таврику, подобно Ахиллу, где она стала жрицей в святилище самой Артемиды. Там она исполняла страшный обряд принесения в жертву незваных чужестранцев, оказавшихся на полуострове. Этот сюжет описан греческим писателем Еврипидом в драме «Ифигения в Тавриде». По версии драматурга Ифигения бежала обратно в Грецию вместе с братом Орестом, однако в легендарной традиции царевна стала богиней на острове Блаженных вместе с Ахиллом, и её нередко отождествляли с самой Артемидой. Римский поэт Овидий в своих знаменитых «Письмах с Понта» тоже упоминает о храме Ифигении.

Среди союзников скифов, объединенных царем Палаком, сыном Скилура, были роксаланы. Они обитали между Танаисом (Доном и Днепром). Во время войны с Митридатом роксаланы смогли собрать 9 тысяч конников, что свидетельствует об их влиянии и многочисленности. Есть основания полагать, что среди этих воинов, неиранского и немонгольского происхождения, было немало славян и русов, позже включившихся в западные походы готов и вандалов. Эти «азиаты», а в действительности европеоиды, вскоре после Троянской войны переселились в Гардарики (на Русь), а затем на север, в «Страну Саксов», где до сих пор почитаются основателями нордической традиции.

Согласно скандинавским преданиям, собранным Снорри Стурлусоном, Великая Скифия (Свитьод) простиралась к северу от Черного моря и упиралась своей восточной границей в Уральский хребет. С севера на юг по Скифии протекает река Танаис (Дон), которая «прежде называлась Танаксвиль, или Ванаксвиль». Она впадает в Черное море, разделяя Европу и Азию. Местность у ее устья называлась прежде «Страной Ванов», или «жилищем Ванов».

У автора древнескандинавского сочинения “Народы-великаны” мы находим одну любопытную деталь: “В Великой Свитьод есть албаны, которые белы как снег, и цветом волос, и кожей, пока они не состарятся, у них золотые глаза, и они видят ночью лучше, чем днем. Там есть земля, которая называется Квенналанд. Эти женщины живут рядом с албанцами и ведут между собой такие же войны, как мужчины в других местах, и женщины там не менее умны и сильны, чем мужчины в других местах”.

В мужеподобных женщинах-воительницах нетрудно узнать знаменитых амазонок. Они, действительно, проживали в Прикавказье и, как считают некоторые ученые, были одними из предков сарматов и славян. Из истории мы знаем, что древняя Албания (с I тыс. до н.э. по X век н.э.) находилась на Кавказе, в устье рек Кир (Кума) и Аракс (Терек). Тот факт, что позже албанцы переселелись на западное побережье Балканского п-ова, лишь подтверждает общую логику нашего исследования.

Во времена Скифского государства на южном побережье Крыма процветали города-колонии, основанные греческими купцами и воинами: Херсонес, Феодосия, Пантикапей. Греки обладали богатым опытом морской торговли. Долгое время они держали в ней монополию и вскоре настолько уверенно себя почувствовали на полуострове, что создали на основе союза городов-полисов царство, получившее название Боспорского.

Город Херсонес, в средневековых источниках называемый также Херсон или Корсунь (не путать с современным Херсоном на Днепре), расположился в удобной гавани, где останавливались все проплывавшие мимо торговые суда. Этот залив, наряду с соседней Балаклавой, был известен эллинам еще со времен Гомера. Он мифически описан в «Одиссее» под названием Телепила в связи с эпизодом о лестригонах, которыми управлял царь Антифат.

К III веку нашей эры Херсонес Таврический вырос в самостоятельное государство. Это была аристократическая республика, где полными правами пользовались лишь колонисты. До наших дней сохранилась присяга граждан Херсонеса, высеченная на камне. Она начинается следующими словами: "Клянусь Зевсом (Небом), Геей (Землёй), Гелиосом (Солнцем), Девою (Великой Богиней), Олимпийскими богами, богинями и героями, которые владеют городом, областью и укреплениями херсонеситов; я буду единомышлен относительно благосостояния города и не предам Херсонеса, Керкинитида, прекрасной Гавани, прочих укреплений и остальной области, которою херсонеситы владеют или владели; не сообщать ничего вредного для города никому, не эллину, ни варвару, но буду охранять его, следуя демократии ".

Скифское, Боспорское и Херсонесское государства сосуществовали одновременно около шести веков. Их отношения не всегда были мирными. Соперничество в торговле и земледелии то и дело выливалось в войны.

Царь Митридат VI Евпатор, чья столица находилась в районе Керчи, объединил под своей властью владения Боспора, Херсонеса и прилегающих к ним Причерноморских государств. Ему подчинялись многие народы и племена востока. Могущественный Царь создал крупнейшую по тем временам Понтийскую державу, которая стала конкурентом Римской Империи. Более 40 лет длилась борьба Митридата с Римом, но он потерпел в ней поражение из-за измены в семье и среди ближайших союзников. Об этих временах напоминают царские склепы, засыпанные большими курганами.

ЭТО БЫЛ РАЗДЕЛ «СКИФЫ» ИЗ ГЛАВЫ II «ЕВРАЗИЯ ЭПОХИ ВЕЛИКОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ НАРОДОВ»» КНИГИ ТУЛАЕВА П.В. «РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С. 87-94. ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Скифы, Тулаев Павел Владимирович, Киммерийцы, Павел Владимирович Тулаев, История Руси, Славяне, Древняя Русь, История России

Previous post Next post
Up