Тридэшное 3D.

Jan 13, 2017 12:26

Несколько раз обыватели, рассматривавшие мои рисунки, восклицали: «ух ты, прямо 3D!». Летом по тротуарам прохаживаются толстяки в 3D-майках, 3D-фильмы показывают в соседнем, «первом в стране кинотеатре 3D», 3D-потолки с ручной резьбою предлагают объявления на столбах.
Подобная терминологическая небрежность обессмысливает всякое высказывание, из-за малограмотного использования языка невозможно разделить пространство и его иллюзию, магию и фокус, оптический эффект восприятия и машинную технологию.

3D-дизайнеры рисуют мультфильмы для детей и смертоносную технику для взрослых в своих редакторах, и вправе зваться художниками и инженерами трёхмерности. Хотя проекции, с которыми идёт работа, и имеют свои имена: изометрия, диметрия, перспектива, она же центральная проекция. При необходимости можно уточнить, является ли модель полигональной, или задана nurbs кривыми, и вообще, определить, что речь идёт о компьютерной модели.
Уважаемые 3D-дизайнеры могут мне тут сказать, чтобы я не лез в чужую терминологию, но, видимо, им нравится именоваться так же, как зовётся резчик по пенопласту, делающий подвесные потолки, тоже, между прочим, дизайнер, интерьерщик, позабывший слово «рельеф».
Так же и мы все забыли замечательный термин «стерео», объединяющий и фильмы со стереоочками (неважно, с затворной технологией или цветными светофильтрами), и стереоскоп, соединяющий два изображения с помощью системы призм, и даже стереокартинки с их поиском фокусной точки зрения. Нет, 3D. И никому не интересно, как это недавно модернизированный кинотеатр «Киев» может быть первым в Минске, если ещё до сих пор возле кинотеатра «Мир» болтаются огромные ржавые буквы «С Т Е Р Е О». (в детстве я там смотрел стереофильм, «новые приключения неуловимых»).

Если 3D-майка на пузе, заставляющая нарисованного тигра заинтересованно принюхиваться, это шутка, более всего насмехающаяся над владельцем, то 3D-рисунки на асфальте или на бумаге, неважно - это уже забава иного рода, добрая. Интересно, что в самих рисунках такого рода «тридэшности» нет ни на грош. Хотя с точки, предусмотренной автором для рассматривания, искажённые пропорции и «исправляются», складываясь в изображение, уже не распластанное на земле, а «поднятое» в пространство, при взгляде своими глазами иллюзия достигнута быть не может. Подводит бинокулярность зрения, мы же видим, что рисунок лежит на земле.
Только фотки! Только фотография, с её потерей чувства глубины, может удивить наших друзей и знакомых, заставить поверить в пропасть у нас под ногами или бушующий водопад. Потом, разглядывая фотки, мы и сами уверим себя, что видели волшебство.

Вообще, всё больше человеческих дел вершится с помощью фоток. Люди рисуют на песке и воде, рисуют лазерным лучом в ночи, прямо на светочувствительной матрице.
Люди хотят остановить мгновение, забыв, что следует за подобным порывом, ищут иллюзии объёмности на плоских светодиодных экранах, хотя вокруг них распростёрт круглый мир.

Я пока не сказал ни слова об искусствах рисунка, и не напрасно. Ни рисунок, ни живопись, ни скульптура вообще отношения к тридэшности не имеют. Волшебство скульптуры - в её движении, живописи и рисунка - не в том, что кажутся они объёмными, а в том, что созданный объёмный мир - подлинный, истинный. Их достоинство лежит в четвёртом измерении, как проявление его, так и постижение.

Главное, чтобы никому не пришло в тупую башку обозвать вечное Искусство - «4D».

думы

Previous post Next post
Up