Встреча с Александром Щеголевым в питерском «Лас-Книгасе»

Jun 08, 2010 13:18



Гости «Лас-Книгаса» на Петроградской, пришедшие 1 июня на встречу с Александром Щеголевым, открыли для себя любимого автора еще и как интересного, глубокого собеседника. Три часа - от начала встречи до закрытия «Лас-Книгаса» - пролетели незаметно…

Сначала Александр Щеголев кратко рассказал о себе: где учился, кем работал, какие книги написал. Читатели знают его как автора книг «Жесть», «Новая инквизиция», «Клетка для буйных», «Инъекция страха», «Любовь зверя», «Свободный охотник», «Отрава» и многих других. За эти книги он был удостоен литературных премий «Старт», «Бронзовая Улитка», «Полдень, 21 век», «Астрея», номинировался на премию «Национальный бестселлер». Писал Щеголев и в соавторстве. Это были писательские дуэты с Александром Тюриным и Виктором Точиновым. Неудивительно, что вопрос о соавторстве Александру Щеголеву задали одним из первых. Впрочем, еще Ильф и Петров заметили, что такой вопрос публика всегда задает писателям, в активе которых есть совместные проекты.

Так как Александр писал и хоррор, и детские книги, и детективы, и фантастику, и киберпанк, было много вопросов на тему литературных жанров. Кто-то спросил Александра: «Почему именно фантастика?». Александр отшутился: «Не мы выбираем предназначение, а оно нас. Фантастами рождаются». Спрашивали Щеголева и том, кто является для него авторитетами в тех жанрах, которым он отдал дань. Александр отметил, что пишет, главным образом, хоррор, но считает, что лучше не с одними только жанровыми шаблонами подходить к творчеству не стоит. Не обошлось и без не менее традиционного, чем вопрос о соавторстве, вопроса о литературных предпочтениях, влияниях и истоках. Александр заметил, что основной ориентир для него - это творчество Стругацких. После чего назвал еще ряд имен, в частности - имя короля хоррора Стивена Кинга. Долго говорили на встрече и о таком явлении, как киберпанк (кстати, именно Щеголева и Тюрина считают основоположниками российского киберпанка).

Многим имя Щеголева известно не только в связи с его книгами, но и по кинопроектам. «Как случилось, что Ваша «Жесть» стала материалом для сценария», - спросили Александра. Оказалось, задавший вопрос заблуждался, и все было в точности до наоборот: Александру передали сценарий для новеллизации, который ему, к слову, совершенно не понравился. Но это был не литературный сценарий Константина Мурзенко, а режиссерская «раскадровка» с ее смешными ремарками. Например, в тексте постоянно повторялась фраза: «Звучит тревожная музыка». Неудивительно, что между тем сценарием и романом «Жесть» нет практически ничего общего. Хотя условия об обязательном использовании сценария в романе Александр не нарушил и процитировал его в своей книге.

Новеллизировал Александр и сценарии фильмов про Индиану Джонса. Его совместная с Тюриным книга создана по мотивам сценариев трех фильмов. Собравшиеся задали Александру вопрос о том, нет ли тут проблем с авторским правом, на что он ответил, что книга написана именно по мотивам и, опять же, имеет со сценариями не слишком много общего. «В любом случае, это скорее вопрос к издателям», - сказал Щеголев.

Александра Щеголева спрашивали и об издательствах, с которыми ему пришлось работать. Он подробно рассказал об этой стороне писательской жизни и отметил, что лучше всего авторам работается с «Эксмо». «”Эксмо” - самое надежное российское издательство», - заверил публику Александр.

За два с половиной часа собравшиеся смогли обсудить практически все волновавшие их темы. Даже о школьной программе по литературе поговорили. Оказалось, Александр разделяет мнение большинства: значительную часть включенных в школьную программу произведений старшеклассникам еще рано читать, они до них попросту не доросли. «Что бы Вы рекомендовали включить в школьную программу?» - спросили Щеголева. Александр сказал, что это были бы простые, близкие детям произведения - о дружбе, взаимовыручке, приключениях. Примерно такие, как книги о Гарри Потере. Кто-то тут же заметил: «Хорошо бы включить в школьную программу и Вашу «Клетку для буйных»!». (Прим.: детская книга Александра Щеголева, включенная в список лучших книг для детей, распространяемый в интернете). Александр согласился.

Жаль, что не все питерские поклонники творчества Александра Щеголева и ценители российской фантастики смогли прийти на встречу в «Лас-Книгас». Но у них еще будут возможности прикоснуться к прекрасному: цикл авторских встреч в ДК «Ленсовета» только стартовал…

Изображения:






фантастика, Александр Щеголев, авторские встречи, Санкт-Петербург, Лас-Книгас

Previous post Next post
Up