Помимо прочего, интересного, Каарина Айтамурто там сравнивает три "прецедента признания" языческого вероисповедания "законной религией". Из США (Викка), из Финляндии (община «Медвежьи люди», полагаю, финно-угорское язычество) и РФ («Кировская (Вятская) община Славянской Веры «Родовое Наследие на Вятке»», родноверие). И обращает внимание на то, что в отличие от США, и в Финляндии, и в РФ при определении "является ли заявленное сообщество религиозным" чрезвычайное, решающее, внимание уделяется вопросу "доказательной историчности". То есть, вместо того, чтобы рассматривать сообщество с точки зрения религиоведения и, для порядку и безопасности, психологии (секта - это явление психологическое в степени не меньшей, чем религиозное... а то и большей), аргументация строится на тезисе "это не религия, и не может быть релиией, потому, что они неаутентичные и неисторичные!". Что ещё чертовски интересно: и в Финляндии, и в РФ при определении "является ли заявленное сообщество религиозным" из процесса чрезвычайно крупно и незатейливо торчит "рука" официальной христианской церкви (лютеранской и православной соответственно).
Ну так вот, самое занятное в теледебатах ТК "СПАС": ДО САМОЙ СУТИ - УГРОЗА НЕОЯЗЫЧЕСТВА на мой вкус - именно то, что о язычестве в категориях и на "языке" религиоведения и даже теологии говорит один язычник, Нечкасов. А все православные участники отчего-то упорно апеллируют к "научному материализму". Не считая разных толстых и жЫрных психологических манипуляций типа "если посмотреть по пациентам реабилитационных центров для жертв сект"... 😏 Отче, явно паникующий при мысли, что человек может как-то САМ строить свои отношения с Высшим... и ему за это ничего Свыше "не будет"... это отдельно "прекрасно". Впрочем, как выяснятся позже, иерей Павел Островский - вообще "верующий из Страха", так что паранойя вполне логична. А ещё сей батюшка искренне полагает, что Плодом Веры для христианина являются ЧУДЕСА... Но при этом непринуждённо и "по ходу разговора" определяет "народное православие" как "дно"... 😂 И ведь наверняка эти добрые люди совершенно не ощущают, что с их "верой" что-то... несколько странно для Веры... особенно - для веры в Христа... И про "сто кругов посвящения" и "огромный пласт тайного" повеселило в свете вчерашнего поста про Великие Тайны Орденов Эпохи Мамонтов. А уж про "кормление домового" - это просто прелесть что такое. Думаю, анекдот про шамана и этнографа знают все... да-да, про оленя этнографу будет понятно... тем более, что олень действительно некоторым образом есть, и его правда надо кормить... 😊
Интересно, как эти милые люди собираются бороться с "угрозой неоязычества", если они с очевидностью имеют о ней представление по материалам канала ТВ3? Нет, я понимаю, что всех расстрелять можно и не разбираясь... но 1917-22 года уже все забыли?.. 🤓
Но иерея Михаила Плотникова мы запомним и разъясним. Есть мнение, что там есть, кого разъяснять. Ближе к финалу там есть момент, когда они с Нечкасовым переглядываются с полным печальным взаимопониманием двух опытных нянечек средней группы детского сада...
Анекдот. Ну, вдруг, кто-то не знает... Этнограф на полевых исследованиях фольклора общается с шаманом. Профессор думает: «Сейчас этот сибирский дикарь расскажет мне, что в мире духов есть такая же Индигирка, такая же тундра и такие же олени». Шаман думает: «Не объяснишь этому простецу, да к тому же - чужаку, что топос сакральный и профанный различаются субстанциально, а не экзистенциально. Упростим. Скажу ему, что в мире духов есть такая же Индигирка, такая же тундра и такие же олени».