Сочувствие, доброжелательность и любопытство.

Feb 21, 2019 19:29

Согласно концепции системной терапии субличностей Ричарда Шварца, отличительной чертой Самости являются чувства, которые Самость испытывает ко всем субличностям:
сочувствие, доброжелательность и любопытство.

Исходя из этого, моя Самость "преполнена" процентов на 90%. Любопытство - 100%, но вот сочувствие и доброжелательность... кхе-хе... я понимаю, что "почти всегда" - это заметно больше "среднего по больничке", но это и не "совсем всегда".
А надо бы - всегда.
Потому, что "тот, кто собой работает, всегда должен быть В СЕБЕ".

[О чём это я?...]В шуточном посте про подростковый алкоголизм (шутка!)
поймала важный аргумент-формулировку к теме "почему все так возбудились на котика терапевта".
(ссылки на ФБ, если кого там нет, а ему интересно - помашите в комментариях, я оперативно перетащу тексты в ЖЖ)

Да-да, я про это всё ещё думаю. И даже, как грозила, напишу логридище. Мне самой оно надо, в рабочих целях.

самоцитата:
"Рассказать воспитаннику, как безопасно употреблять алкоголь/никотин (насколько это вообще безопасно, да) и заниматься сексом, педагог может "во столько", во сколько у воспитанника возникнут такого рода вопросы. Но вот делать это вместе с воспитанником... лучше всего - никогда (покуда воспитанник - воспитанник, а не "молодой человек, которого я когда-то..."), но точно - не ранее разрешённого УК РФ. "

И это - не вопрос "приличного". И даже не вопрос "правильного".
Это вопрос Педагогической Позиции.
Которая прежде всего состоит в том, чтобы всегда быть "в себе". Всегда быть "контроллером" и "фундатором", насколько это вообще реально возможно (и осмысленно) "здесь и сейчас".
Но (!!!) - не в отношении воспитанника, нибожежваммой!!!
Плюньте эту кАку, если она у вас завелась, дустом её, дустом!!!

Педагог должен быть
(не "по суду", а по сущностному бытийному естеству своей метапозиции в метасистеме под названием "педагогические отношения"... и если этого кого-то "жестоко принуждает" - вам просто не надо в педагогику, отлично, что мы с этим разобрались, в мире - масса прекрасных сфер деятельности, всех благ и удачи вам в них)
"контроллером" и "фундатором" по отношению к процессу, крайне обобщённо именуемому "воспитание" и "образование". К тому "здесь и сейчас", в котором и через которое этот процесс происходит.
Понимаете?
Не "рулим" воспитанника, "рулим" трансакцию.
Не "рулим" трансакцию, "рулим" условия среды, её детерминирующие.
И, ясен пень, первым из этих "условий" является сам педагог.
Поэтому педагог - ВСЕГДА В СОЗНАНИИ.
Пока он тут - как педагог, а не как термометр или что угодно ещё.

Вот это и называется Педагогическая Позиция.
Всё остальное - опционально и инструментально.

"Это чой та нереально сложно для живого человека.."?
Нереально сложно нейрохиругические операции делать и сердце пересаживать. И в космос летать (да ещё и - не в один конец).
А научиться нормальной (!!!) для разумного существа системе психогигиены, осознанности, рефлексии и бытовой честности (хотя бы - с самим собой, далее - по ситуации) - это НОРМАЛЬНО.
То, что этот "базовый норматив" сплошь и рядом не выполняется окружающими (и даже нами самими)... это повод много для чего, но - не причина делать вид, что это - не нормально. И что для того, чтобы это мочь и уметь, нужно быть каким-то сверхчеловеческим девиантом.
Нет, не нужно.
Хотя среди меня (и некоторых умных людей, не чуждых педагогике) есть мнение, что для того, чтобы максимально эффективно стать и быть педагогом, действительно недурно (не "обязательно", но "недурно бы") иметь определённый "талан". Но он - не из области способности к волевому контролю, психогигиене, осознанности, рефлексии и метапозиции Взрослого (по Берну). Он - из области некоторых базовых черт психики (предположительно в существенной степени врождённых или приобретённых в нежном детстве), типа мобильность-ригидность. И - из области личной мотивации "претендента в педагоги".

Всё. Теперь вы знаете, как эта машинка должна крутиться, чтобы она ещё и работала, а не только чадила, искрила и шум создавала (это я - о педагогике вообще и о "общественной" педагогике в лице средней школы и Ко в частности).

А с темой "котика терапевта" это соотносится самым простым образом. Но об это - в лонгриде.
Но если у кого-то на это счёт есть мысли - вас внимательно.:-)

И, как очень верно (и со свойственным ему хлёстким провансальским изяществом) сказал много лет назад один мой старший коллега в ответ на самое искренне уважительное и нежное предложение выпускников выпить с ними шампанского за их светлое будущее (и его большой личный вклад в таковое):

- Мes enfants, я не выпью с вами не потому, что не люблю вас или не люблю шампанское. Просто когда вы все, chatons, наклюкаетесь... а вы это сделаете, и не надо мне возражать, мы уже много раз пробовали, результат вам никогда не нравился... так вот, когда вы наклюкаетесь, кто-то должен быть совершенно трезв и ко всему готов.

Собственно, к этому слайду лектору добавить нечего. 🤓


Ну вот, доброжелательность и сочувствие иногда, таки... провисают.
Но любопытство - да... "Всегда!!". 🤓


психология, радио Ностальжи, Такая Работа, юмор, я

Previous post Next post
Up