Системный дефицит понятийного мышления в практике жизни взрослых людей с высшим образованием.

Dec 06, 2018 12:36

дисклеймер:
Написанное далее - не про что-то, вроде "вины", "стыда", "должности - не должности" или "хорошести-плохости".
Я про ЭТО здесь не пишу. И даже не думаю. ☝️

В эфире газета "Утренний свисток". :-)
Я тут вчера бегала-орала и махала статьёй.
Хорошей, но очень грустной.
Позволю себе ещё немного помахать:

- И какой же процент наших соотечественников умеет выделять суть и видеть причинно-следственные связи?
- По моим данным и по данным других исследователей, меньше 20% людей обладают полноценным понятийным мышлением. Это те, кто изучал естественные и технические науки, научился операциям выделения существенных признаков, категоризации и установления причинно-следственных связей. Их, однако, среди принимающих решения о развитии общества мало. Среди политических консультантов у нас психологи, философы, неудавшиеся педагоги - люди, у которых с понятийным мышлением не очень хорошо, но которые умеют ловко говорить и завертывать свои идеи в красивые обертки.
- Это российская статистика. А как выглядит ситуация в мире?
- Если брать развитые страны, то приблизительно так же. Могу сослаться на исследования Льва Веккера, который работал и в СССР, и в США, и в Европе, и в России. Его исследования 1998 года показывают, что больше 70% взрослых людей, психологов, с которыми он сотрудничал в ходе исследования мышления детей, и сами мыслят как дети: обобщают от частного к частному, а не по существенному признаку, не видят причинно-следственные связи…

"Разрыв между умными и глупыми нарастает"
Росбалт, 04/12/2013


[А теперь - слайды! :-)]А теперь - вторая половинка, от Ольги Нечаевой, град Лондиниум.

"Есть три вещи в фб дискуссиях, которые меня бесят даже больше, чем эмоциональные реакции, пассивная агрессия, обесценивание или немедленное требование ссылок.

1) Нарушение формальной логики.
Пост:
"Когда А, иногда бывает В".

Комментарии:
"Так что, вы хотите сказать, что В - это всегда результат А?"
Нет, Иногда не равно Всегда.

"А вот у меня А, и С, между прочим, что вы на это скажете?!
Ничего не скажу, это другой кейс.

"А как же D?"
Никак, это другой кейс.

"А у меня А, и никакого B! Ваша теория не работает!".
Работает. Иногда не равно Всегда

"Что за ерунда! B вовсе не проистекает из А!".
Не проистекает. Последовательность не значит каузальность.

2) Когда в художественный текст читают, как инвентарный лист.

Пост:
"Ночь тиха. Пустыня внемлет богу. И звезда с звездою говорит".

Комментарий:
"Что-то вы выдумали. Звезды не умеют разговаривать"

3) Я называю это достаточно едкой цитатой из фильма "Амели" - "Когда палец показывает на небо, дурак смотрит на палец".

Пост:
"У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей".

Комментарии:
А я очень люблю покупать вещи готовыми, потому что это оптимизирует жизнь и дает мне время на более важные дела."

А теперь - вишня:

Степ 1. Мама ребёнка-младшеклассника в посте упоминает, что дитя "туго" учится самостоятельно искать и "осваивать" информацию, предпочитает поведение воробья-слётка... хотя вообще очень неглупое дитя, то есть сомнительно, что вопрос в оспособленности, скорее - в мотивации... ну, и в каких-то сугубо унутренних поведенческих "спец-программках" ... и у мамы по этому повод есть некоторое беспокойство... ещё в основном - смех, но уже - некоторый вопрос... реально хорошая мама, да. :-)
Описанная "узкость" имеет системный характер, но в конкретном кейсе фигурирует поиск в интернете (не удивительно, дитя - из поколения, которое на кнопочки жать научается раньше, чем связно говорить, родители - "работники ума и воли", есть сиблинг-подросток... чтобы не контактировать с интернетом, детоньке надо жить на необитаемом острове... без доступа к спутниковой телефонии... а живёт по факту в одном из крупнейших и технологически передовых мегаполисов мира).

Степ 2. В комментариях человек 42 лет, с признаками, что называется, интеллектуального развития на лице (здесь - вообще не ирония!), имеющий во френдах минимум четырёх реально очень неглупых людей (это наши общие френды, и один из них - мама сына... и, как по мне, из них двое - просто умные, а ещё двое - Реально Мозг)... то есть человек их, как минимум, зафрендил (а всего друзей немного, меньше 200, человек не френдит всё, что движется) и хоть иногда почитывает... то есть - нунедуракчеловек 🤓... вот это неглупый человек сообщает, что его матушка 60 лет от роду тоже очень не любит сама искать ответы в интернете, всё норовит у людей спросить. По поводу чего человек - в недоумении. Видимо, несколько тоскливом, поскольку комментарий выглядит классическим жестом солидаризации с беспокойством мамы-топикстартера.

Ну... да... какая разница между ребёнком 7-10 лет (со всеми его возрастными психолого-педагогическими специалитетами и социо-культурным и информационно-событийным окружением, не говоря про "приватную" специфику, хотя её из аккаунта мамы можно видеть более чем) и женщиной 60 лет, которая вообще компьютер и Ко "может немного, но с большим трудом запоминает что за чем"?.. И совершенно же не понятно, почему эта странная женщина не использует интернет технологии "как дышит"...

(ремарка:
Кстати, возможно, кроме прочего, потому и "с большим трудом запоминает", что её попытки установить контакт с Дивным Новым Миром проходят в сопровождении не очень хорошо скрываемого раздражённого недоумения родного выросшего чада... знаете, в 60 ещё не очень хочется выглядеть в глазах своего ребёнка то ли идиоткой по жизни, то ли новоиспечённой обладательницей сенильной деменции)

Оргвыводов не будет.
Это - просто типовая (и "не самая страшная") иллюстрация того, как "вот это всё", о чём - цитируемая в начале статья, выглядит в повседневной практике жизни и коммуникации.

Разве что... интернет - это важно, да... но без умения искать и осваивать информацию В ГОЛОВЕ никакой интернет "не спасёт". И даже - наоборот.

На этом - всём доброго дня!😁

психология, записки голована, "Я не поняла..."

Previous post Next post
Up