Хороший текст у Тани Танк о механике феномена нарциссической фам-фаталь (она же - Роковая Муза).
пока говорим даже не конкретно о какой-то фам фатальке, а об общих признаках, делающих их сестрами-близнецами:
- грандиозное «Я», требующее чего-то исключительного, сверхчеловеческого;
- способность мгновенной настройки на жертву и снятия личностных границ;
- классическая для зла концепция о том, что, конечно, фам фаталь может вершить судьбы, а уж ей никто не вправе указывать и ставить ограничения;
- готовность переступать через любые моральные преграды «я так хочу» (это может проявляться и в мелочах - например, Лу Саломе приходила на занятия психоаналитического кружка с вязанием - чтобы продемонстрировать свою возможность в разрушении любого рода нормативности);
- абсолютная безжалостность к другим - ведь это всего лишь люди, убогие, не дотягивающие до своего потенциального совершенства;
- бесконечная любовь к себе - Маяковский сказал про Лилю Брик : «Ты не женщина, ты - исключение» - как раз в силу вышеперечисленных качеств и способности позиционировать себя всегда - над и сверх. Нелюдь она - не как все. Нелюдь Лиля пролетарскому поэту и особой взаимностью ведь не отвечала, отказывала ему в мужской и человеческой значимости, - признавала только безусловное величие стоявшего за ним Дара. Т.к. фам фаталька может чувствовать себя равной не реальному человеку (со всеми его неизбежными недостатками), но только тому идеальному, великому, грандиозному, что этот человек может продемонстрировать на грани своих возможностей. К этому она его и побуждает уже известными нарцсредствами.
текст полностью - тут И, как верно отмечает Таня, это всё равно и ровно работает что с Гением, что с "простым парнем". Или - "простой девчонкой".
И строго говоря, "никто из нас не остров". Некоторая клумба махровых амариллисовых есть в каждом, это - часть нашей штатной комплектации.
Так что моё дело - предупредить.
Предупреждён - вооружён. ;-)