Про то, кто там и как друг от друга "страшно далёк" был в Российской империи в начале 20 века.
Mar 30, 2018 20:52
Для заманухи - история из жизни и быта российской антропологии и этнографии недавнего прошлого.
С неё начинается новая лекция Светланы Адоньевой (Svetlana Adonyeva) "Брак и свадьбы в дореволюционной России". Так что если кому-то недостаточно высказывания лектора - за пруфами-исходниками-записями, "обоснующими и доказующими" высказывание, обращайтесь прямо к лектору же. :-)
Итак, замануха!
Работники фото архива Кунсткамеры, в который с середины 19 века тем или иным образом попадает просто туева хуча фотоматериалов, тем или иным боком могущих относиться к антропологии, этнографии и этнологии, получают в свои шаловливые ручонки компьютерную программу, позволяющую делать с большим числом фотографий штуку, в сущности давно уже известную. Выделение типичных черт лица путём наложения N-ного числа изображений друг на друга. Натюрлих, фото должны быть все более-менее в фас, все - одного масштаба и одного, худо-бедно сносного, качества. Но при масштабах залежей в Кунсткамере это - вообще не проблема, у них там этого гуталина… И они делают для разминки очевидную штуку: берут, условно, сотню фотографий молодых мужчин (16-20 лет), русских по национальности, отснятых на рубеже 19 и 20 веков в центральных губерниях (Тула, Калуга, Рязань и Ко, вокруг Москвы). Накладывают. С соблюдением всех ТЗ и ТУ.
[И - нифига. Нет типичных черт.]И - нифига. Нет типичных черт. Получается не «их разыскивает милиция» (а именно на грубый фоторобот более всего похож портрет, состоящий только из типических черт, выделившихся благодаря многократному «повторению»), а графический фрактал какой-то. «Не поняли...» - говорят не привыкшие отступать перед орешком знания работники Кунсткамеры. Но нутром чуют, что надо ввести фильтр. И вводят. Знаете, какой?! Это отдельно - «вишня», я бы очень хотела спросить, почему первым делом они ввели именно эту «рамочку»! Нет-нет, я ответ знаю, я от них хочу его услышать!!! ;-)
Они отобрали и обработали отдельно 100 портретов выпускников гимназий (вот уж этого добра…) и 100 портретов крестьянских парней. И - вуаля! - на свет явилось чёткое и обстоятельное типичное лицо… точнее - ДВА РАЗНЫХ типичных лица. Понимаете? На рубеже 19 и 20 веков пресловутое «социальное расслоение» между крестьянством (как сословием) и дворянством (с примкнувшим «разночинством», в котором много было в конец разорившихся потомком дворянских родов) в Российской Империи среди «великоросской нации» имело масштаб, видимый буквально «в лицо». Типичный-узнаваемый-хрестоматийный «гимназист» и «ванька» были буквально "с разными лицами". Совершенно разные физиономические типы, которые при сложении их в один массив, общих типичных черт не дают.
Заметьте, я нигде не сказала, что лицо «гимназиста» было как-то «лучше» или «хуже» лица «ваньки». 📣 Или - что в этом есть некий далеко идущий физиогномический смысл на счёт «шишек ума». Потому, что - нет, конечно. Но это - хорошая иллюстрация к разговору о том «И как же это большевикам удалось?..». И про «страшно далеки они от народа».
Собственно, про это и про то, как же так вышло - первые 47 минут лекции. Да и дальше, строго говоря... ведь свадьба - это даже более жёстко социально детерминированный акт, чем похороны. После неё всем ещё жить, знаете ли.
В общем, приятного вам и полезного. :-) И - огромное спасибо Светлане Адоньевой лично, клубу идей и знаний Anima Libera в Hotel Indigo и проекту Pragmema