"Красота - в глазах смотрящего"

Nov 16, 2017 16:21

И - не только красота.:-)

У shakko-kitsune - пост-подборка "Самые грустные картины в русском искусстве"

[И там, среди действительно весьма печальных (отдельно - своей документальностью) картин есть две, которые мне ну совершенно не представляются печальными.]И там, среди действительно весьма печальных (отдельно - своей документальностью) картин есть две, которые мне ну совершенно не представляются печальными.

Н. Богданов-Бельский. "Новые хозяева. Чаепитие". 1913.




На мой взгляд - как раз напротив, очень жизнеутверждающая и оптимистичная картина. Ну, если не думать про всё, что случится после 1917, но... но с этой точки зрения почти все позитивные бытовые сцены начала 20 века в Российской Империи можно смело записывать в "печальные". :-)
Вот его "титульная" картина, "У дверей школы" - правда печальна... во всяком случае, "есть потенциал"...

Или написанное на 4 года ранее "Новых хозяев"  "Горе".
Отдельно "много говорит" взгляд сынишки... сдаётся мне, не своей смертью померла его матушка... ой, не своей... хотя в искренность "Ой, бля, чо я наделал!!!" папеньки я тоже вполне верю. Он не собирался жену убивать. Только "поучить". Любя, ага...




Вот это грустно ... а "Новые хозяева" - просто прекрасная история.
Она и написана так: окружающий семью "ландшафт" свежекупленного заброшенного барского дома - ветхость, тусклость и "50 оттенков плесени". А на столе - свежая, яркая скатёрка, горячее "золото" ведёрного самовара, янтарь крепкого чая в чистых, целых, добротных стаканах, поджаристая упругая плоть свежих белых калачей... стол со всем, что на нём, и всеми, кто вокруг него - торжество жизни, в последнюю минуту успевшей спасти этот дом от гибели в забвении, холоде и одиночестве.
Пожалуй, единственная печаль, что я вижу на картине - печаль патриарха семейства. Ему на вид от 50 до 60... а значит, он был рождён точно при крепостном праве. Семья не в шутку зажиточна (купили барский дом, пусть и - из заброса, на столе стоит дорогой самовар, на старшем внуке (или позднем втором сыне?..), входящем в жениховский возраст - новая, яркая, с переливом, кабы - не шёлковая, рубаха. Вполне можно предположить, что эта зажиточность - плод его self made man. Это он "вырос" от крестьянского мальчишки, вчера ещё - крепостного "щенка", до свободного обывателя, достаточно твёрдо стоящего на ногах, чтобы купить этот дом... охотно верю, когда-то принадлежавший хозяевам его предков.
И вот теперь он сидит и пьёт чай в гостинной дома, куда его отец приходил только по требованию и с земным поклоном.
А прадед и вовсе, может, вползал на коленях... и то - не далее порога "барских покоев".
Вокруг него - семья. Небольшая по крестьянским меркам, но крепкая. Сын (здоровый, непьющий, благонамеренный, почтительный, работящий мужик в самом расцвете сил), невестка (красавица, хозяйка, кровь с молоком), старший внук (или поздний второй сын) - жених без пяти минут, две внучки - невесты на подходе, да два младших внука (или внук и внучка) подрастают,.. живи да радуйся, матёрый старинушка!
Одна печаль - жена не дожила, не увидела.
Но это - светлая печаль.

как и - на второй картине из списка

В. Эриксен. "Столетняя царскосельская обывательница с семьей". 1771




Что в ней печального - ума не приложу. Ну, кроме того факта, что - да, все мы смертны. И - либо внезапно, либо утомительно.
Но с этой точки зрения вообще всё можно записывать в "списки печального". :-))))

Тут единственное, что мне "печально" - что не удалось "загнать в кадр" все потомков этой царскосельской аксакалки! :-))))

записки голована, тысячнеГи, страна, я, сточкизренияблятьисторииискусства!

Previous post Next post
Up