Все знают, что делала королева Виктория все годы, что прожила вдовой после смерти принца Альберта?..
Ну, вот для меня эта история - из того же ряда.
Эта собака ждёт свою хозяйку. Старушку, умершую некоторое время назад. Эта собака не смогла принять факт безвозвратного ухода самого близкого и любимого ею существа, и вскоре после похорон у неё началась настоящая пост-травматическая депрессия. Она просто лежала, тихо поскуливая, и умирала. От тоски. Тогда семья покойной хозяйки решила, что они постараются как-то помочь собаке жить дальше... и просто стали воссоздавать все те мелкие бытовые события, которыми сопровождалась их, женщины и собаки, совместная жизнь.
[... и стали они жить да поживать...]Они кормили и поили собаку в то же время и тем же образом, что покойная хозяйка. Они, уходя, оставляли открытым окно в прихожей, чтобы собака могла в нём "дежурить", как делала это всегда, они включали радио и телевизор в то время, когда покойная слушала радио, готовя обед, и смотрела телевизор по вечерам. Они заправляли бельём половину раскладного дивана, на котором спала хозяйка бок о бок со своей собакой... Словом, Йозеф (насколько я поняла, сын хозяйки) и Хана (жена Йозефа) воссоздали для Ajdou ту жизнь, которая была прежде... просто хозяйка вышла на пару часов... пошла в магазин... а может - поехала в доктору в город... Так или иначе - она не умерла, она не ушла совсем... Её можно ждать. Можно жить. В ожидании встречи.
И так продолжалось три года. Пока они, наконец, не встретились.
А ещё чешская художница Катерина Седа (Kateřina Šedá) сделала о Ajdou и её ожидании что-то вроде документального фильма пополам с инсталляцией. В 2001 году она делала в Lisen фотосессию "Выставка окон"... и среди 150 её участников есть и любимая хозяйка Ajdou.
Проект называется Paniččino všecko, он был снят в 2008 году, примерно через год после смерти хозяйки. Названием возникло из излюбленной фразы покойной, которой она отвечала на реплики на счёт того, что её собака "уж слишком свободно себя ведёт": - Ty seš paniččino všecko. Мы все тут - панЕночки. :-) И думаю, добавить что-то к этому невозможно... Разве что... вообще-то, это была её бабушка... бабушка Катерины. Её звали Яна. И эта история - финал ещё более длинной эпопеи любви и творчества, начавшейся в тот день, когда бабушка Яна вышла на пенсию. См. на сайте художницы вкладку Je to jedno (Всё едино).