“Sherlock and Watson are best friends, certainly. They’re also chaste boyfriends, as well as a captain and his first mate. Mostly, though, they’re a god and a mortal, mutually besotted - the most impossible love affair of all. " - Emily Nussbaum, The New Yorker
Не прощай меня... Никогда. Я могу предать тебя снова. Уходи, не сказав ни слова, В обречённое - никуда... [Мы обязаны будем жить,]Мы обязаны будем жить,
Спотыкаясь на каждом круге, И позволить собакам выть На безлунную тень разлуки. Проклиная капкан колец, Подчиниться законной власти, Торопясь отскрести с сердец Накипь чистой, безумной страсти... Не прощай меня... Не спеши. Мы и так с тобой разминулись, Подозрительным взглядам улиц Доверяя тепло души. Хлещет яростных снов поток, Где под звёздами роковыми Полушепотом, между строк, Неуклюже скрывая имя... Мы стараемся соскользнуть В бездну быта, но параллельно Изнутри обжигает грудь Невозможность - дышать раздельно! Не прощай меня... В том пути Давит небо сырою ватой. Если мне суждено уйти, Так хоть в чём-нибудь виноватым. Напридумай себе обид, А причины найдутся сотни...
Оригинал взят у tec_tecky в A captain and his first mate “Sherlock and Watson are best friends, certainly. They’re also chaste boyfriends, as well as a captain and his first mate. Mostly, though, they’re a god and a mortal, mutually besotted - the most impossible love affair of all. When viewers “read” this relationship (and Sherlock’s relationship with his other intra-show fans, who include the morgue employee, Molly, and Lestrade, the admiring police inspector), it’s similar to the way Sherlock “reads” a crime scene: intuiting clues that “normals” might dismiss. And, of course, Watson is implicitly a writer of Sherlock Holmes fan fiction. In Conan Doyle’s books, he keeps notes of their adventures, which he publishes in magazines. On the television show, naturally, it’s a blog.”
[* * *] "Это всегда аллегория влюбленности души в Бога и что только такая любовь смеет обладать всеми перечисленными качествами - начиная с непоправимости".
И также весьма важный для понимания как реальности так и аллегории происходящего текст.
А также слова сэра Артура Конан Дойла:
Наконец, я должен сказать, что не верю в то, будто Божественное Послание человеческой расе было раз и навсегда передано две тысячи лет назад, но считаю, что каждое произведение в прозе или стихах, при условии, что оно содержит в себе нечто полезное для индивидуальной души, является в определенном смысле посланием Мира Иного - посланием, которое растет и развивается, как то и положено всему живому. Свои размышления на эту тему мне бы хотелось завершить словами поэта, созвучными с тем, что было сказано выше: "Все системы и школы нашей мысли преходящи: оне приходят в свой день и затем исчезают. Но все оне суть искры, вспыхивающие от света Твоего, ибо Ты, Господь, ярче их всех".
сцена рассматривается, в основном, в контексте Джона, так как с пониманием Шерлока вопросов ни у кого не возникает. чего не скажешь о докторе. без лишних предисловий, максимально упрощённо.
подъезжает машина. выходят Мэри и Джон. женщина подходит к Шерлоку и обнимает его. на втором плане Джон: он не смотри на них, глаза опущены. смотрим на руки: правая в кулак, пальцы левой поглаживают ладонь. движение бессознательное, неконтролируемое. это адаптор - жест самоуспокоения. можно прочесть целую лекцию о том, что это родом из детства, адаптированное под взрослого и т.д. но кому будет интересно - сам найдёт информацию. кто знает, поймёт и без объяснений.
Джон встречается взглядом с Шерлоком. сухой кивок. дальше взгляд опущен. он не просто не смотрит в глаза Шерлоку, он не смотрит даже в лицо.
всё, что позволяет себе Джон - это быстрый, очень быстрый взгляд на Шерлока, когда тот поворачивается к Майкрофту.
остаются одни. относительно одни. Джон смотрит на Шерлока. в глаза. и растягивает губы в улыбке. именно растягивает. это не назовёшь улыбкой в полной мере. да и потом, но об это действительно потом.
снова кивок, и снова взгляд куда угодно, но не на Шерлока. есть такое выражение *не находить себе место*. от чего? от волнения. от тревоги. от тоски. да мало ли от чего. но именно это выржаение, если совсем уж упрощённо объясняет поведение Джона.
Джон постоянно отворачивается от Шерлока. зачем? AUs 1+4. что за хрень?
эта хрень называется печальные брови. самый явный признак того, что человек испытывает пачаль. да, они могут быть разговорным регулятором, но такое встречается редко, т.к. не все могут сделать это движение произвольно (по своему желанию). (с) а у нас не актёры, у нас военный врач. обычный прямолинейный Джон Уотсон.
кстати, на этом скрине ещё и жалкая улыбка наличествует. есть такое понятие. это когда человек испытвает отрицательные эмоции, например, печаль, а всё равно лыбу давить пытается. получается у него, как вы видите, довольно скверно. и такой вот улыбочки за весь разговор, лично мной насчитано аж три раза. это только те, что абсолютно явные и видны с первого взгляда.
то есть, что происходит: Джон не хочет, чтобы Шерлок заметил такое его состояние, вот и воротит личико. это раз доктор просто собирает себя. ищет за что бы зацепиться, чтобы удержать себя. потому что не уверен в том, что если он будет смотреть на Шерлока, сможет сдержаться. это два.
а Шерлок старательно отвлекает Джона от его печали. и от главного вопроса. но доктор упорно допытывается до самого важного. без лишних слов. только главное. односложно и старательно сдержанно. нет, а если серьёзно, кто-нибудь вообще заметил как мало старается говорить Джон? и что происходит с его голосом, если он говорит больше двух-трёх слов? он делает паузы, а зачем? и почему под конец длинного предложения про дочь его почти не слышно? и свой главный вопрос он задаёт не глядя на Шерлока: опустив голову, нервно переступая с ноги на ногу. а потом уже не отрывает взгляда, пока не слышит обычное *кто знает*
Джон: Так что с тобой будет? Куда тебя отправляют? Шерлок: На какое-то задание в Восточную Европу. Джон: Надолго? Шерлок: На полгода. Брат так полагает. А он не ошибается. Джон: А что потом? Шерлок: Кто знает?..
ну да. тут и говорить не нужно, что Шерлок врёт. характерное движение бровями вверх + несимметричное пожатие плечами + поджимание губ - только этого достаточно, чтобы сделать вывод, что Шерлок не говорит всего, что знает. да, даже с поправкой на ситуацию, состояние и просто тот факт, что это фильм, это всё равно будет так.
камера на Джона и по его реакции тоже не сложно догадаться, что он понял, что всё не так радужно, как может показаться.
кстати, в отличие от большинства, Шерлок видит состояние Джона.
Шерлок видит всё, что в эти секунды происходит с Джоном. видит его печаль, и его гнев, направленный на кого угодно, но не на Шерлока. видит и его сосредоточенность: доктор на ходу просчитывает варианты, что сделать, чтобы всё изменить. его мимика говорит об этом лучше любых слов.
Шерлок не может этого позволить. поэтому он и начинает именно так
*Джон, я должен кое-что сказать. Давно хотел, и никак не получалось. Я не уверен, что мы еще увидимся, так что, пожалуй, все-таки скажу.*
Шерлок абсолютно точно знает, что сказать, чтобы получить собранного, готового ко всему Джона Уотсона.
а потом ошарашивает совсем уж нехарактерным
*Шерлок - это женское имя.*
и, казалось бы, Джон расслабляется, смеётся. смеётся.. интересно, а почему никто не заметил, что здесь уже Джон еле сдерживает слёзы? неужели не видно?
а Шерлок видит. и протягивает руку. вот мы и добрались до бесчеловечного прощания. просто рукопожатие. ну что же ты, Джон? как ты мог, только пожать руки? Шерли чуть не плакал, а ты только и мог, что пожать руку, скотина бесчувственная. ты не Джон! ты хрен знает что!
а теперь смотрим. вообще сильнейшая сцена, отыгранная на всех уровнях. но мы пройдём только по верхам.
не понятно? объясняю.
Джон смотрит на Шерлока. собирается с мыслями или просто - уже не важно. акцент на другое. Шерлок протягивает руку. ШЕРЛОК ПРОТЯГИВАЕТ РУКУ. не Джон. Шерлок. реакция Джона что вообще может быть более явным?
не это собирался сделать Джон. не так он хотел попрощаться. и его реакция - лучшее доказательство. он тянулся к Шерлоку, а когда тот протягивает руку - Джон отшатывается от него. понимаете? пересмотрите. Джон ошарашен, не этого он ждал. сколько раз Уотсон перевёл взгляд с руки на Шерлока, осмысливая? дальше. рука, сначала расслабленная, всего через секунду сжимается в кулак. Джон опускает голову, поднимает и смотрит на Шерлока. и принимает решение. протягивает руку. а знаете почему? потому что так нужно. для Шерлока так было нужно. потому что, как вы выражаетесь, он там чуть не рыдает. да, у него глаза на мокром месте. Шерлок сдерживается из последних сил. и что бы сделал Джон любым другим, более тёплым прощанием? сломал бы эту плотину. и кому было бы лучше? сволочь ты, Джон. так некрасиво с Шерлоком поступил. как и Шерлок с Джоном. потому что Холмс это сделал для своего друга. чтобы не сломать плотину Джона. короче, козлы оба. ах, да. а Джон вдвойне козёл, что отказался называть ребёнка в честь Шерлока. или втройне. или вообще в 120 степени. есть такая? а то я плохо разбираюсь в математике. а хорош бы он был, если бы согласился, не ну а чо? и срать на то, что это значило бы то, что Джон СОГЛАСЕН с тем, что они прощаются навсегда. когда Шерлок умер, когда он УМЕР, Джон просил его о чуде. и получил это чёртово чудо. так с какой сраной стати Джон перестанет верить в Шерлока, когда тот жив? ай. к чертям. зачем объяснять то, что и без того понятно?
и ещё. всего три момента.
и ни один из них не нуждается в комментариях
раз.
два.
три. Мэри: Тогда как он (Джим) мог вернуться? Джон: Ну, раз вернулся, то пусть оденется потеплее. Грядет восточный ветер.