Apr 09, 2012 10:50
Сыграть симфонию с помощью шариков для пинг-понга, пивных крышек и скотча. Немецкий музыкант предлагает взглянуть на музыку по-новому. Перед каждым выступлением он, как он сам выражается, совершенствует вполне обычный рояль.
Скромный худощавый мужчина в филармонию Дюссельдорфа приехал не с вокзала и не из аэропорта. В неприметном чемодане на колесиках - секрет его музыки. Пианист Фолькер Бертельман мог бы всю жизнь исполнять классические произведения, но струны души его остались бы тогда не тронутыми. Ему нужно больше, чем могут дать 88 клавиш обычного, неподготовленного рояля. Из своего чемодана он сперва достает маленький бубен. А затем высыпает на струны шарики от пинг-понга. Еще немного липкой ленты, пивных крышек. И теперь рояль готов к необыкновенному концерту.
Слышны дождь, текущий по водосточным трубам, тикание исполинских часов, скрип двери и грохот грома. Имитировать можно и музыкальные инструменты, например, ксилофон. Сегодня немецкая молодежь считает - рояль это что-то для бабушек с дедушками. Но эта музыка и для тех немцев, кто слушает рок, металл и поп. Главное, избавиться от стереотипов и не делить все на прошлое и настоящее.
"Я не думаю, что современных музыкантов и композиторов нужно отделять от Рахманинова, например. Я считаю, их нужно ставить рядом. Я уверен, есть панк-группы, которые слушают Рахманинова и думают: "Боже, да это же абсолютный панк!", - говорит Фолькер Бертельман.
Эта музыка - ответ миру миллионов синтезированных звуков. Цифровым эффектам в работе необычного пианиста и композитора из Дюссельдорфа нет место. Классический инструмент превосходит самый современный синтезатор. Считается, человек использует только 10% возможностей своего мозга. Композитор Бертельман уверен: так же неэффективно в мире музыки используют потенциал рояля. Ведь в нем таится целый микрокосмос звуков и экспериментировать можно бесконечно, всю жизнь.
Он не ограничивает себя каким-то одним стилем. В большинстве случаев все это импровизация, которая отражает совсем не классические музыкальные направления.
"Я играл и в хип-хоп-группе; должны быть разные музыкальные стили - дэнс, техно, хаус. Мне нравится играть бит. Такое на рояле обычно не услышишь. Я счастлив, что могу сидеть за своим любимым инструментом и извлекать из него весь мир музыки, который я познал, а не только ту ее маленькую часть, которая принята в определенных кругах", - рассказал пианист.
Мечта герра Бертельмана - чудо механики, инструмент с клавишами, которыми можно будет еще более менять звучание, вибрацию струн. В его микрокосмосе звуков нужно открывать новые планеты.