Литейный мост (мост Императора Александра II)

Jul 13, 2016 16:20



Историческое название
Александровский мост (Мост императора Александра II)

Тип конструкции
Постоянные пролёты - неразрезная балка

Материал
Сталь

Число пролётов
6

Общая длина
396 м

Ширина моста
34 м

Конструктор
инженер Л. А. Вильдгрубе

Архитектор
Ю. И. Синица

Открытие
1849 год

Литейный мост - второй постоянный мост через Неву (после Благовещенского). Изначально мост носил имя Императора Александра II.


В XIX веке в этом месте на Неве был наплавной мост. Но после аварии, случившейся 4 апреля 1865 года, когда бурным ледоходом была сорвана наплавная переправа, было принято решение о строительстве постоянного моста. Строительство велось с 30 августа 1875 года по 30 сентября 1879 года.

Конструкция моста представляла собой пять пролетов, которые перекрывались арочными клепаными металлическими пролетными строениями, и шестой поворотный разводной пролёт.

Разводной пролёт был перекрыт поворотной решетчатой металлической фермой. При разводке она вращалась на вертикальной оси, расположенной на первой широкой и массивной речной опоре, располагавшейся у левого берега. Несимметричное поворотное пролетное строение состояло из 8 ферм раскосной системы, скрепленных между собой поперечными балками и диагональными связями; оно уравновешивалось над устоем системой противовесов. Разводка моста происходила вручную - четыре, а затем восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., питавшейся от городского водопровода.

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.

В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, возникла потребность в модернизации моста. Проект реконструкции Литейного моста был разработан в институте Ленгипротрансмост коллективом инженеров под руководством Л. А. Вильдгрубе и архитектора Ю. И. Синицы. В 1966-1967 годах была проведена реконструкция моста.

В 1967 году мост был открыт для движения. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное место. Перила моста были сохранены, для разводного пролёта были отлиты копии перил из лёгкого сплава. Установлены новые фонари, гармонично сочетающиеся с оградой переправы. Под мостом вдоль набережной были проложены пешеходные дорожки и обустроены гранитные спуски к Неве. Именно в таком виде мост можно увидеть в наши дни.


1. Днем, в сведенном состоянии, мост не привлекает особого внимания горожан и туристов. Если не учитывать активное дорожное движение и регулярные пробки.


2. Но летними ночами, когда зажигаются фонари и подсветка моста, на набережной собираются люди, ждут разводку, попивая различные напитки; кто-то рыбачит, а кто-то просто наблюдает за течением Невы.


3. Из шести мостовых опор ближайшая к Литейному проспекту является самой объемной.


4. В этой опоре находится пульт управления, машинное отделение, противовесная и другие технические помещения.


5. Выглядит как неприступный форт.


6. Входом во внутренние помещения является этот горизонтальный люк.


7.


8. Создается впечатление, что ты на подводной лодке.


9. Помещение, откуда ведется наблюдение за мостом и управление разводным пролетом. На кадре - главный механик - Захаров Александр Вячеславович. Работают здесь по два человека в смену, два через два. Сверху - еще 6 человек - охрана.


10. Естественно, все компьютеризировано.


11. Пульт управления. Сверху - видео с камер наблюдение.


12.


13.


14. Спускаемся вниз и осматриваем гидравлические столбы. Всего их восемь: четыре толкают пролет вверх, а другие четыре - тянут вниз. Так как эти усилия приложены к разным точкам пролета, мост принимает положение, приближенное к вертикальному.


15. А это помещение неофициально называется "противовесная". Сюда помещается противовес, когда мостовой пролет устремляется в небо.


16. В помещение стоит характерный шум - над нами проезжают автомобили. Нижняя часть помещения находится ниже уровня воды.


17. Машинное отделение.


18. Тот самый момент - после нажатия этой кнопки мостовой пролет начнет движение.


19. Выходим на маленький балкончик, откуда будем наблюдать за разведением. На набережной не очень людно: наибольшее внимание привлекают мосты с двумя разводными пролетами.


20. Мост еще практически сведен, но движение уже началось.


21. Хотя со стороны Литейного проспекта может показаться, что мостовой пролет поднимается до полностью вертикального состояния, это не так. Угол наклона составляет 67 градусов.


22. Как только начинается разведение моста, на Неве начинается очень активное движение. Масса туристических катеров проплывает под неразводными пролетами, под громкую музыку и веселые крики веселящейся публики. Некоторые катера проплывают даже под двигающимся пролетом, что является довольно серьезным нарушением правил судоходства.


23. Вот так выглядит часть моста, примыкающая к Выборгской стороне. Довольно необычный вид.


24. Поднятый пролет "простоит" в таком положение несколько часов. Разводной пролет Литейного моста - САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ - 3200 тонн!


25.


26. Одна из двух опор, на которые разводной пролет опирается в опущенном состоянии.


27. А вот и один из виновников торжества - крупное грузовое судно.


28. Опять спускаемся в "противовесную". Можно увидеть не только сам противовес, но даже часть моста, покрытую асфальтом с дорожной разметкой.


29.


30. К вопросу о том, что происходит с проводами электропередачи. Они просто свисают.


31. Именно эти перила, на разводной части, отлиты из алюминия, хотя внешне практически не отличимы от остальных - чугунных.


32.


33. Были случаи, когда автомобилисты не заметив того, что мост разведен, сбивая ограждения и проезжая дальше, врезались в поднятый пролет. Естественно, такие случаи происходили не из-за чрезмерной трезвости водителей.


34. Все, наверное, помнят и про нашумевшую акцию Арт-группы "Война", когда группа активистов нарисовала на мосту фаллос.


35. Эта интереснейшая экскурсия на Литейный мост была организована spbblog и СПБ ГБУ "Мостотрест" в рамках проекта #блогерыразводятмосты, за что им всем огромное спасибо!


Санкт-Петербург, мосты, фоторепортаж

Previous post Next post
Up