«Возрождение Темного рыцаря» - пожалуй, самый «комиксовый» и легкомысленный фильм трилогии. Сказочные метаморфозы героя, сомнительная мотивация злодеев, концовка в духе шедевров какого-нибудь Майкла Бэя - в процессе просмотра не покидает ощущение, будто сценарий писался группой студентов голливудского колледжа, заботившихся более о «крутости» и эффектности тех или иных сюжетных ходов, нежели целесообразности их существования. Глаз то и дело цепляется за швы и стыки, мешающие воспринимать данный паззл как взрослую, продуманную киноработу. Однако, мастерство Нолана-режиссера все же позволяет повествованию сохранить приемлимое соотношение драмы, пафоса и маразма на единицу экранного времени - и два с лишним часа пролетают относительно быстро и безболезненно.
Относительно.
Вступительные эпизоды фильма за счет частой смены персонажей в кадре и при практически полном отсутствии в их действиях доступного зрителю смыслового зерна, кажутся излишне сумбурными. Появление в «прологе» русского ученого Павлова, хотя он и не носит ушанки и не говорит на ломаном суржике, заставляет тревожно насторожиться. Серия «диалогов о грустном» Уэйна и дворецкого, Уэйна и комиссара, Уэйна и нового персонажа со схематично прописанной значимостью сменяет уверенное ожидание чего-то грандиозного чувством неловкости и желанием оставить несчастных наедине с их горем, покинув зал.
По завершении этой секвенции лента, стоит отметить, значительно прибавляет в оборотах, но - увиденного не стереть. Не стереть из памяти и резких, необъяснимых смен времени суток, гигантских неоновых цифр на экране оружия массового уничтожения (привет Шумахеру?), зубовысасывательного поцелуя за секунды до неумолимо накатывающей катастрофы и прочей неожиданной нелепицы, следующей за сюжетом как стервятник далее.
Светлая сторона картины (есть и такая) - замечательные образы суперзлодея и суперворовки, которыми актеры, их исполнившие, по праву могут гордиться. Бейн язвительно сверкает глазами и хладнокровно ставит точки над буквами вне зависимости от их к тому предрасположенности, в промежутках вытирая стены и потолки тряпкой-Бэтменом. Селина Кайл грациозно размахивает каблуками и строит очаровательные гримасы, такими нехитрыми методами заставляя зрителей изнывать в ожидании очередного ее выхода на сцену. Малейшие сомнения в соответствии типажу актриса Хатауэй безжалостно стирает подобно стеснительной улыбке с лица в первой совместной с Бейлом сцене. Джонатан Крейн - было бы непростительной оплошностью не упомянуть заодно его замечательное камео - всего парой фраз дарит заряд положительных эмоций на добрый десяток затянутых минут, отделяющих зрителя от фееричного финала.
О самом Темном рыцаре сказать что-то сложно. В завершающей части своих злоключений он предстает скорее как «серый» рыцарь, и, несмотря на отчаянные попытки самоутвердиться, персонажу, кажется, до самых титров не удается выбраться из вырытой для него сценаристами ямы. Говорят, что героя делает злодей. Если так, и разнузданный психопат Джокер делал из Бэтмена уравновешенного и рассудительного борца за справедливость, то рассудительный и жесткий Бейн делает из человека в маске мыши всего-навсего... котлетку.
Рассуждая о Бэтмене, нельзя не пнуть и локализацию в лице порой просто чудовищно переигрывающих актеров дубляжа. В иных особо «крикливых» эпизодах «летучий мыш» напоминает ушедшего в самоволку пациента Аркхэмского психдиспансера. Бейн вообще звучит периодически как один одиозный грузин из курса советской истории. В сочетании с лысиной и броневиками это добавляет его роли любопытные, но не уверен, что запланированные, грани.
На самом деле, главная проблема «Возрождения Темного рыцаря» с Бейлом - «Темный рыцарь» с Джокером, задравший планку зрительских ожиданий до потолка, которого Кристофер Нолан не смог или просто не захотел коснуться. Если сравнивать третью часть злоключений Уэйна с первой, то она даже выгодно выделяется на фоне предшественницы, благодаря более разнообразному и живому действию. Если же рассматривать «Возрождение...» как отдельный фильм, что хоть и сложно, но вполне возможно, то это достойный представитель жанра боевика, эффектный, но не слишком правдивый и глубокомысленный.
P.S. Очень обидно было, когда сцена с улыбкой Альфреда ею и не закончилась.