Оригинал взят у
antoin в
Про книгу Малкольма о СредиземноморьеПродолжаю верить в проверку качества исторических книг через критерий внешней беспристрастности (если есть сильная эмоциональная окраска - можно закрывать и выбрасывать, ведь обязательно будут и проблемы с логикой и методологией, а то и вовсе подтасовки; вот если сухо изложены факты - можно читать дальше). Например, читаю сейчас книгу сэра Ноэля Малкольма Agents of Empire: Knights, Corsairs, Jesuits and Spies in the Sixteenth-Century Mediterranean World - и она тоже показывает связь объективности с тщательной работой в архивах.
Давно известно, что мальтийские рыцари были корсарами, пусть и более малочисленными, чем алжирские. Госпитальеры не только охотились на мусульманских корсаров, но и активно нападали на торговцев и совершающих хадж паломников (особенно на выгодном морском пути от Константинополя до Египта). Капитаны орденских галер могли напасть на любого, кто плыл под османским флагом (фигурально выражаясь, т.к. с флагами в то время было сложно). Захватывали они и османские товары, которые перевозились на нейтральных кораблях, на что очень обижались венецианцы, любившие сидеть на двух стульях.
На этом расхождении легенды с реальностью многие авторы теряют лицо, изображают мальтийцев злодеями и брызжут осуждающей слюной, но у Малкольма всё изложено совершенно спокойно и академично. Только факты и ссылки на документы.
Интересно, что вопреки внешней пропаганде, нападения не были частью религиозной войны: в рабство на Мальту могли попасть не только мусульмане, но люди любого вероисповедания, если они юридически были подданными султана. Поведение, тактика и уловки «мальтийских соколов» были совершенно такими же, как у их алжирских коллег (разве что, пишут, орден более активно использовал пушки, поэтому его галеры были под них приспособлены и имели умелых канониров), и все корсары одинаково избегали кровопролития, если цель сдавалась без боя. Вообще, попытки сводить историю к осуждению актов насилия заслоняют тот факт, что корсарство было шире, чем единичные нападения. Галеры действовали так широко, поскольку имели возможность вербовки решительных и умелых людей для экипажей, сеть "друзей" и места для закупки снаряжения и сбыта добычи. Коммерческие цепочки, по которым шли люди, товары и информация, были все очень тесно связаны между собой. «Corso» в Средиземноморье следует воспринимать не просто как одну из легальных сфер бизнеса, но в целом как образ жизни значительной части населения побережья и островов, многовековую традицию и часть их культуры.
Нужно ли добавлять, что тест оказался верен, и книга вся написана на высоком уровне? (Правда, её содержание не совсем соответствует названию, т.к. автор в основном следит за судьбой представителей одной малоизвестной албанской семьи, которые много где успели отметиться). Именно так должна излагаться история, а не через манипулирование эмоциями. В конце концов, навязывание в книге какой-то одной оценки событий как единственно верной - это просто-напросто неуважение к читателям, ведь они имеют право на другую точку зрения и иное отношение к историческим личностям.