Рождение перспективы-6. Проблема дистанционной точки

Jul 31, 2016 21:43

Наиболее архаичный метод построения масштабов глубины в перспективе состоял в проведении на предметной плоскости диагонали, пересекающей ортогонали, идущие в глубину. Таким образом, получалась сетка квадратов, на которой можно было располагать предметы. В принципе этот метод не предполагает понятия о зрительной пирамиде и перспективной дистанции, т.к. диагональ проводится произвольно. Очень часто дистанция в таком случае оказывается очень маленькой, не более половины ширины картины и перспективные искажения переднего плана бывают очень сильными. Несмотря на свою архаичность и благодаря своей простоте метод продержался довольно долго, Э. Панофский находит его в книге И. Родлера, впервые вышедшей в 1531 г.



1. Построение сетки квадратов методом диагонали
Следующий шаг - провести диагональ до пересечения с линией горизонта и получить в этом месте точку. Это будет дистанционная точка, и, как не парадоксально, для ее использования не обязательно иметь представление о перспективной дистанции (главном расстоянии картины, расстоянии между глазом зрителя и картинной плоскостью).



2. Метод Жана Пелерина Виатора
Такой метод впервые был опубликован в книге Жана Пелерина (Иоанна Виатора) в 1505 г. Панофский отмечает, что северные (французские, немецкие, нидерландские) мастера применяли его очень часто, но основан он был на опыте художников, а не на геометрической теории. Метод продержался очень долго, Ханс Вредеман де Врис использовал его сто лет спустя после Виатора.
Иной подход применяли итальянские художники, правда, далеко не все. Вполне возможно, что наиболее вероятный кандидат на изобретение перспективы - Филиппо Брунеллески использовал метод построения перспективы по двум видам (профильному и виду сверху), но не сохранилось, насколько я знаю, ни теоретических трудов, ни рисунков великого архитектора, которые могли бы это подтвердить напрямую, поэтому все рассуждения о его методе носят спекулятивный характер.



3. Метод Брунеллески. Реконструкция Э. Панофского
Громоздкость этого метода затрудняла его применение в живописи, а перспективных чертежей будущих архитектурных сооружении тогда не строили, ограничиваясь, обычно, объемными моделями и ортогональными проекциями*.
Леон Батиста Альберти использовал более простой метод, изобретенный им,. как считается, около 1435 г. (Книга Альберти о живописи была издана только в 1804 г.). Он был первым, кто ввел понятие о зрительной пирамиде, центральном зрительном луче и зрительной дистанции.



4. Построение перспективы по Альберти в реконструкции Э. Панофского.

Схожий способ Пьеро делла Франческа описал около 1482 г.:



5. Построение перспективы квадрата по Пьеро делла Франческе

Здесь показано построение перспективы только одного квадрата. Метод близок к гипотетическому методу Брунеллески и Альберти. Впрочем, трактат Пьеро был впервые опубликован только в 1899 г., хотя математики и художники 16 века знали его.
Первая публикация метода построения перспективы, идентичного методу Альберти была сделана в книге Помпонио Гаурико о перспективе в 1504 г.:



6. Метод Помпонио Гаурико (1504) в реконструкции Э. Панофского. Замечу, что расстояния от точек u у до края картины вовсе не обязательно должно быть равно дистанции. Возможно, их равенство свидетельствует о том, что Гаурико не знал метода Альберти в точности и открыл его повторно.

Мне сложно судить, насколько часто этот метод применялся художниками кватроченто без анализа большого количества картин. Косвенным свидетельством его использования можно было бы считать большую дистанцию, когда зритель находится на расстоянии от плоскости картины, намного превышающем половину ее ширины, как у Антонелло да Мессины. (Это отнюдь не обязательно: такое построение можно выполнить и по методу Виатора, или просто путем проведения диагонали, но точка схода диагоналей будет находится далеко за пределами картины). Но многие живописцы не заморачивались, и, похоже, строили перспективу путем проведения диагонали. Вероятно, "Благовещение" Карло Кривелли построено таким способом.



7. Антонелло да Мессина. Св. Иероним в келье



8. Карло Кривелли. Благовещение

От этого метода буквально один шаг до метода дистанционной точки буквально один шаг: достаточно совместить один из концов дистанции с главной точной картины и провести в другой его конец диагонали квадратов - и нужда в профильном виде и дополнительных построениях (всех этих точках от V до Z) отпадает. Тем не менее, ждать этого шага пришлось очень долго, даже если отсчитывать от Помпонио Гаурико, а уж тем более, от Альберти.



9. "Маленький шаг". AD'=расстоянию от правого края картины до D

Шаг в этом направлении сделал Альбрехт Дюрер, которому было известно и понятие зрительной пирамиды и перспективной дистанции.
Вот метод построения квадрата по Дюреру из его "Руководства к Измерению" (1525):



10.

Дюрер помещает главную точку картины максимально близко к ее правому краю, совпадающему с профильной проекцией картинной плоскости (представляющей собой прямую). Это построение неточно, но искажение очень невелико. Заметим, что перспективный центр на многих картинах и гравюрах Дюрера и других художников смещен относительно центра картины.



11. А. Дюрер. Св. Иероним в келье

Метод удаленной дистанционной точки был впервые опубликован в книге Джакомо да Виньлоы в 1583 г. (издана посмертно Иньяцио Данти, Виньола умер в 1572-м). После его появления стало легко строить произвольно расположенные прямоугольники и другие геометрические фигуры и любые другие углы. причем, находящиеся не только в горизонтальной плоскости, но и в любой другой, а с этим, как мы помним еще Вредеман де Врис испытывал затруднения.



12. Построение перспективы по методу Виньолы (1583)

Метод Виньолы, по сути, представляет синтез методов Виатора и Альберти-Гаурико. Чем объяснить, то что его появления пришлось ждать так долго? Возможно, дело в том, что в Италии, начиная с Высокого Возрождения интерес к перспективе упал, что особенно проявилось в период маньеризма. Северные же художники исходили из давно сложившейся и успешно работающей практики, как уже говорилось, даже понятие о зрительной пирамиде было им чуждо (за исключением Дюрера, и, возможно, еще немногих) на протяжении всего 16 столетия (во всяком случает, так утверждает Панофский). К тому же, в заальпийском искусстве была не слишком распространена монументальная живопись, в которой перспектива использовалась бы для создания эффекта обманки, в связи с чем требовалось бы соотносить геометрические построения с реальным зрительным восприятием. Странно другое, а именно то, что метод Виньолы не был открыт еще кватрочентистами.

*Примечательно, что слова Витрувия о сценографии, также можно трактовать, как свидетельство того, что ему был известен метод, схожий с методом Брунеллески, или Альберти

Посты из серии "Рождение перспективы" и некоторые другие посты по перспективе

ренессанс, 15 век, перспектива, пространственные построения, 16 век

Previous post Next post
Up