Начиная с 1580 года в могольской живописи всё более ощущается европейское влияние. Европейские гравюры появились при могольском дворе ещё в начале правления Акбара - об этом свидетельствуют некоторые миниатюры из «Тутинаме», в которых уже можно видеть применение светотени. В 1580 году по приглашению Акбара к его двору прибыли священники-иезуиты из Гоа. Среди даров, преподнесённых ими, были семь томов из восьмитомной Библии Полиглотты, отпечатанные в Антверпене в 1568-1573 годах, графические иллюстрации которой акбаровские художники изучали, копировали, и использовали в своих произведениях. За этим подарком последовал целый поток европейской гравюры, в основном из североевропейских источников и мастерских Антверпена, они поступали в Индию морским путём. Христианские священники дарили их императору и вельможам из его окружения в надежде обратить Акбара (а следом и весь двор) в христианство. Среди этой продукции было множество гравюр Альбрехта Дюрера (1471-1528) и его последователей; эти произведения послужили основным источником изучения европейских художественных приёмов могольскими живописцами. После 1580 года основная часть художников усвоила как европейские принципы, так и иконографию, в частности, такие крупные мастера как Басаван и Кесу Дас. Интерес к европейскому искусству оставался сильным вплоть до середины правления сына Акбара, императора Джахангира (1605-1627). Путешественник Ф. Гуэррейро, побывавший в столице моголов в начале XVII века, оставил свидетельство об императорских дворцах в Агре. Он описывает зал, на потолке которого был нарисован Иисус Христос с нимбом, а на стенах располагались небольшие изображения Иоанна Крестителя, св. Антония, св. Бернардина Сиенского, а также нескольких женских святых. Знакомство могольских миниатюристов с западноевропейским искусством было удивительно плодотворным. Обычно на стыке двух художественных традиций редко сразу рождаются выдающиеся произведения искусства: требуется много десятилетий, чтобы усвоить новую манеру, или кардинально переработать ее. (Второй случай - японское искусство: шедевры Хокусая и Хиросигэ немыслимы без работ японских перспективистов 18 века). Но у художников, работавших при дворе Великих Моголов, этот путь занял пару десятков лет, я уже приводил в пример
Басавана и других его коллег. Завтра, надеюсь, выложу работы еще одного выдающегося могольского художника, испытавшего европейское влияние.
А сейчас - просто миниатюры с европейскими мотивами, созданные, по большей части, неизвестными художниками.
Ангел, беседующий с европейцами, ок. 1610
Европеец, ок. 1600
Европеец, ок. 1610-1615. Подозреваю, обе миниатюры созданы в одно и то же время и если не одним художником. то в одной мастерской
Мансур. Европейский священник, начало 17 в.
Вознесение Христа в образе католического священника, ок. 1602-1605. Эту миниатюру шедевром назвать сложно, но иконография очень интересна
Сусанна и старцы, ок. 1600
На портретах многих падишахов присутствуют европейские ангелы:
Портрет Шах Джахана с музицирующими ангелами, сер. 17 в.
Пейзаж - тоже в европейской манере. С этой миниатюры было снято множество копий вплоть до 19 в.
Бонусом - пример того, что получилось в результате влияния европейской живописи на персидскую миниатюру. Увы, до могольской персидская миниатюра не дотягивает:
Али-Кули Джаббадар. Шах Сулейман и придворные, 1670