В 1750 г. Дж.-Б. Пиранези издал знаменитую сюиту офортов "Темницы" ("Le Carceri"). Среди прочих, был там и такой лист:
1.
Сооружение в левой части офорта представляет собой невозможную фигуру в духе рисунков Эшера:
2.
Если судить по нижней части, то столб В находится ближе по оси Х, чем А (т.е. координаты В будут иметь большие значения), между ними умещается пролет лестницы. Однако, если судить по лучковой арке, переброшенной от столба к столу, то А - ближе, чем В по оси Х, а если судить по стрельчатой арке - их поверхности, параллельные оси Y - в одной плоскости.
Далее, первый пролет лестницы, направленный вдоль оси Х соприкасается с поверхностью столба В, параллельной той же оси. В таком случае фронтальные (параллельные Х) поверхности столбов А и В находятся примерно в одной плоскости, но тогда невозможно существование пролета, направленного вдоль оси Y от столба А к столбу В, да и существование арки - тоже.
Рисовал ли Пиранези невозможные фигуры сознательно, или просто запутался в построениях (весьма непростых, следует отметить)? В первом издании явных примеров подобных конструкций мы не увидим, так что версия об ошибке в построениях выглядит весьма правдоподобно. Невозможные фигуры подобного рода и явно ошибочного происхождения встречаются в искусстве разных народов и эпох (от Древнего Египта до Нового Времени) довольно часто. Имп-арт же, как течение в искусстве зарождается лишь в середине 20 века, благодаря учсилиям М. Эшера, косвенно - ряда сюрреалистов, Дали и Магритта, в частности, и открытиям Рутерсварда (Рёйтерсверда) и Пенроуза.
Пример невозможных построений, созданных явно сознательно мы можем найти в
"Сатире на "Перспективу" Кирби" У. Хогарта, созданной в 1753 г. Но если Хогарт смог додуматься до такого, то почему бы и Пиранези не суметь? Подтверждением этого служит история еще одного листа из сюиты "Темницы":
3. 1750 г. Здесь явных неправильностей нет, но в издании 1761 г. этот офорт был кардинально переработан:
4. 1761 г.. Добавлен деревянный мост, как бы проходящий сквозь колонну и обвивающую ее винтовую лестницу. При этом разводной мост, который вроде находится прямо над нижним деревянным мостом, расположен перед колонной.
5.
В лист с готической аркой и лестницей также было внесено небольшое дополнение, показывающее абсурдность изображенных на нем конструкций. Здесь на столбах висит цепь, подчеркивающая, что поверхности столбов А и Б находятся в одной плоскости, параллельной оси Y чему противоречит конструкция лестницы (причем противоречит дважды).
Не так уж существенно, были ли неправильные построения в первом листе с готической аркой ошибочными, или нет. Важно, что Пиранези осознал свое открытие и во втором издании "Темниц" добавил новых деталей в том же духе.