Самым известным из этого семейства был, конечно, Доменико Гирландайо, но про него я писать не буду. Доменико был старшим из трёх сыновей Томмазо Бигорди (1424-?). Вазари называет Томмазо ювелиром и пишет, что он стал первым делать ювелирные украшения-гирлянды, что и породило прозвище, но эта версия не подтверждается документами. Согласно же документам Томмазо успел побывать кожевником, торговал шелком и венками (последнее занятие, возможно, и породило прозвище).
Оба младших брата Доменико - Давиде и Бенедетто и его сын Ридольфо были живописцами. Надо сказать, живописцами весьма неплохими, хотя по уровню таланта и мастерства ни один из них с Доменико не сравнился.
Давиде Гирландайо (1452-1525).
У кого учился Давиде - неизвестно, впрочем то же можно сказать и про Доменико. Давиде определенно испытал сильное влияние манеры знаменитого брата, которому неоднократно помогал в работе.
Мадонна со святыми, 1473. Церковь Сант Андреа в Кампи-Бизенцио.
Аристотель и Диоген, 1475. Апостольская библиотека в Ватикане. Аристотель одеждой и прической мне напоминает человека из 17 столетия.
Пьета
Товий и Ангел, ок. 1484-1486.
Мадонна со Св. Урсулой и Св. Екатериной, 1480-е.
Мадонна со Св. Аполлонией и Св. Себастьяном, 1490-е. Себастьян в латах.
Мадонна с Младенцем.
Вероятно, эта картина относится уже к началу 16 в.
Парный портрет молодых мужчины и женщины, ок. 1500
Портрет молодого человека, ок. 1490
Портрет Селваджии Сассетти, ок. 1487-1488
Неемия при дворе Артаксекркса, ок. 1470. Миниатюра
Давиде Гирландайо также создавал мозаики:
Мадонна с двумя ангелами, 1498
Благовещение, ок. 1489-1490. Мозаика Флорентийского собора
Бенедетто Гирландайо (1458-1497).
Работ Бенедетто сохранилось очень мало. По стилю они близки к работам Доменико
Портрет дамы
Рождество
Ридольфо Гирландайо (1483-1561)
Ридольфо было 11 лет, когда умер его знаменитый отец. Юноша учился у своего дядя Давиде, позднее испытал влияние Рафаэля и Фра Бартоломео, которого Вазари также записал в учителя Ридольфо.
Он прожил долгую жизнь и создал много работ, но лучшие из них относятся к первой четверти 16 века.
Мадонна со святыми, 1503. Эта работа принадлежит уже высокому, а не раннему Возрождению и свидетельствует о таланте юного художника
Коронование Богоматери, 1504
Поклонение пастухов со святыми, 1510
Святое Семейство со Св. Франциском и Св. Иеронимом, ок. 1511-1513
Благовещение, ок. 1515
Поклонение младенцу ("Алтарино"), ок. 1509-1515.
Если бы от начала 16 века остались бы только работы Ридольфо (кстати-ровесника Рафаэля), то, вероятно, он считался быхудожником "первого разряда". Но, увы, среди его современников столько выдающихся мастеров, что его приходится поместить, в лучшем случае, во второй.
Портрет юноши (Автопортрет?).
Некоторые ошибки в построении можно рассматривать как свидетельство в пользу юного возраста художника, так и в пользу того, что это действительно автопортрет (рисовать себя в трехчетвертном развороте непросто, особенно новичкам). В таком случае портрет должен быть создан около 1500 г. В некоторых источниках он датируется 1510-ми, но костюм и стилистика свидетельствуют, скорее, в пользу ранней датировки.
Мужской портрет, 1505
Дама с кроликом, 1508.
Портрет дамы, ок. 1506-1510
Эти портреты явно свидетельствуют о большей зрелости художника, нежели первый
Портрет дамы, 1509.
Наверное, самый знаменитый портрет Ридольфо
Портрет литератора Джироламо Бенивьени (1453-1542). Судя по возрасту изображенного, портрет создан около 1520 г. и в нем уже заметно влияние маньеризма. Скульптурный портрет Бенивьени был создан знаменитым фальсификатором Бастианини.
Портрет пожилого человека
Мужской портрет
Портрет Пьетро Содерини
Портрет Лукреции Соммариа, ок. 1530-1532.
Портрет вполне маньеристический
Портрет Христофора Колумба, ок. 1520-1525
Портрет был создан уже после смерти Колумба, которого Ридольфо Гирландайо никогда не видел. Создавался ли он изначально как портрет Колумба, и, если нет, то кто и когда впервые окрестил его "Колумбом" - сказать не могу.
Кстати, портреты первооткрывателя Америки - тема достойная отдельного поста.