Волосы "Невесты"

Apr 03, 2016 10:14

mmekourdukova прекрасно все разобрала, так что я не мог пройти мимо.

Оригинал взят у mmekourdukova в экспертиза невесты
Вот тут автор картинки, говорят, сознался, что это фальшак.



И длинный рассказ об атрибуциях. Эксперты чем только не маялись. И возраст пергамента измеряли, и отпечаток пальца сравнивали с эталонным (есть такой), и число дырочек-следов от стежков подсчитывали. Наконец, уж и об анатомических неправильностях заговорили (в смысле это НЕ Леонардо, раз там анатомические неправильности).
И эти люди называются искусствоведами.
Я-то простой художнег,

но вижу невооруженным глазом и даже на репродукции всё необходимое и достаточное для того, чтоб эту картинку не признать не только за Леонардо, но и ни за кого из его современников.
Это явная и стопудовая продукция художника академической выучки.

У которого напрочь отсутствует та ритмическая дисциплина руки и глаза, которая во времена Леонардо была у всех без исключения художников. Итальянец 15-го - нач. 16-го в. вполне мог нарисовать человека анатомически неправильно - но никак не мог допустить «пустой», тупо срисованной с натуры, недопонятой формы. Леонардо, в частности, даже и нарочно себя тренировал, натаскивал на абстрактное чувство ритма, абстрактный объём, абстрактную динамику, элементарный глазомер. Все эти его бульбукаторы водопады, травы, волосы - явный и бесспорный челлендж, игра мускулами, задачка на внесение упругого строя и порядка в (казалось бы) хаос. И всегда - самыми минимальными средствами.



Смотрим, как форма касается фона. Ни одного непонятно-зыбкого, халтурного или недоосмысленного участка, нигде ни излишней педализации контура, ни мертвых, приблизительно «закрашенных» зон абыкакой конфигурации. Только форма и пространство - такое же лаконичное и убедительное, как форма.

Смотрим, как обрабатывается поверхность формы - ни одного непропеченного квадратного миллиметра! всё насквозь понято и туго-упруго натянуто - от любой впадины до любого выступа.

Смотрим, как распределяются морщины, складки кожи, волосы - короче, всякие группы линий и расстояний между ними.  Всякий раз - очередной  праздник могучей энергии, естественного и точного ритма. Нет такого объекта, ни части объекта, ни малейшего членения части объекта, которые не были бы ещё и элементом сложного, но насквозь регулярного (правильного (русс.)! канонического (греч.)!) орнамента.

На качество штриха смотрим. У Леонардо просто рука уже давно и прочно была неспособна сделать небрежно, вполсилы, как попало, неритмично, нединамично, нерегулярно. Он везде привычно бьет чечетку, ему это естественней, чем «просто ходить». Он не умеет говорить прозой, он везде и всегда поёт в рифму, побрякивая на цимбалах и стуча ногой в барабан. Он так дышит, именно так и только так, и никогда не «забывает дышать». Для него иначе - это вообще не искусство.











Вот такой у нас эталон.

Ну и теперь смотрим на фальшак.

По всем упомянутым пунктам - не то, не так, не смогает, не дотягивает, вообще не берет в голову, не ставит себе таких задач, воспитан иначе, молоко матери было другое.







Так-то, сама по себе, эта фальшивая девочка очень даже ничего, миленькая и нежная, на три головы выше, например, вот этих попавшихся мне в процессе написания постинга похабных упражнений «фстиле Леонардо», как сообщает о себе аффтар на личном сайте.

Да, девочка хорошая.
Но тянет она в самом лучшем случае на 19-й в. Да и то на вторую половину. Никак не раньше.

Но все-же не могу не добавить от себя. Меня в этой "Принцессе-невесте" больше всего смущали волосы. Да, каждый волосок выписан, но все они как-то хаотично спутаны, как свилеватая древесина. Для сравнения - волосы у Леонардо, специально подобрал рисунки близкие по типажу и хронологии (к предполагаемой дате создания "Невесты"):



Очевидно, на эту голову и ориентировался фальсификатор. Ср., например, ухо под волосами. Этому же рисунку подражал Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, в котором также видели автора предполагаемой подделки (ИМХО, зря).
Еще один возможный источник вдохновения:



Волосы, волосы!






У Изабеллы д'Эсте тоже вьющиеся волосы, но вьются они совершенно иначе.

То же наблюдаем и в работах других современников Леонардо на исходе кватроченто. Когда я впервые задумался об волосах "Невесты", первый. кого я вспомнил, был не да Винчи, а Пинтуриккио:



В волосах мальчика тоже система, которой нет в волосах девушки.

15 век, livejournal, фальшивки, атрибуция, Леонардо

Previous post Next post
Up