"Идиллические кватрочентисты" -1. Антонелло да Мессина

Apr 01, 2016 12:24

Если несколько упростить картину, то можно сказать, что в 14 и начале 15 века самой влиятельной в западной Европе была итальянская школа живописи, вклад которой в развитие интернациональной готики сложно переоценить, а к середине 15 столетия на первое место вышла нидерландская школа. Возможно, потому, что в начале столетия в Нидерландах творили два поистине выдающихся новатора: Робер Кампен и Ян Ван Эйк (Рогир ван дер Вейден и остальные все же вторичны по отношению к ним). Да, итальянцы в то же время открыли перспективу и значительно продвинулись в изучении пластической анатомии, но эти их достижения на протяжении нескольких десятилетий оставались достижениями для внутреннего пользования. А фламандцам подражали (не говоря уже о Германии) в Португалии, Испании, Франции и даже в тех регионах Италии, которые сильно удалены от тосканского центра.
Вот картина Колантонио (ок. 1420 - после. 1460), который, вероятно, был учителем Антонелло да Мессины:



Распятие, ок. 1450-1460.
Это скорее нидерландская, нежели итальянская живопись. С фламандской живописью Колантонио познакомился через посредство авиньонской школы, в частности, скорее всего, через Бартелеми д'Эйка, художника еще более загадочного, чем сам Колантонио. И еще, он, вероятно, был первым итальянским художником, который начал работать маслом.

В ранних работах Антонелло да Мессины (ок. 1430-1479) также явно ощущается влияние фламандское живописи, хотя и опосредованное.



Явление трех ангелов Аврааму, ок. 1460-1465. Впрочем, принадлежность этой картины кисти Антонелло сомнительна.



Распятие, ок. 1455. Земля на переднем плане - чисто ван-эйковская, а пейзаж - кампеновский.



Мадонна с Младенцем, ок. 1460-1469. Одежда Мадонны написана по-фламандски, а в голове и руках северное влияние не столь явно.

Новое часто рождается на стыке двух традиций и Антонелло да Мессина был поистине великим новатором. Фламандскую живописность он соединил с крепким итальянским рисунком и стал одним из тех мастеров, из чьего творчества развилось впоследствии искусство высокого Возрождения. В его картинах много деталей, очень тщательно (я бы даже сказал, натуралистично) выписанных, но от них не рябит в глазах, как от деталей на работах, скажем, Карло Кривелли. У него нет той жесткости, того напряжения, которыми отличается манера многих великих кватрочентистов, от Пьеро делла Франчески до Луки Синьорелли, вместо них - мягкость, спокойствие и гармония, даже в трагических сценах, вроде Св. Себастьяна.



Портрет молодого человека, ок. 1478



Даже знаменитый "Кондотьер" не выглядит слишком жестким, когда его рассматриваешь в хорошей репродукции.



Мадонна с Младенцем, фрагмент полиптиха, ок. 1473



Распятие, 1475



Распятие, ок. 1475.
По-прежнему "ван-эйковская" земля. На заднем плане изображена мессинская бухта.



Христос, поддерживаемый ангелами, 1470-е



Христос, поддерживаемый ангелом, ок. 1475-1476. Вид у Христа вполне простонародный, сойдет за какого-нибудь рязанского мужичка)



Св. Иероним в келье, ок. 1475.
Эту маленькую картину (А3 примерно) надо рассматривать в очень хорошем разрешении. Поистине, ювелирная работа.



Себастьяна (ок. 1478 г.) все знают. Полезно его сравнить с "Себастьяном" Мантеньи, правда, созданным значительно раньше.

Это идиллическое спокойствие и мягкость, ставшие столь характерной чертой живописи высокого ренессанса отличают творчество не только Антонелло, но и ряда других его современников, в частности, Джованни Беллини и Перуджино. О них тоже собираюсь написать.

ренессанс, 15 век, живопись, Италия, диалог культур

Previous post Next post
Up