Прочитал сегодня
заметку об апашах, в которой эта французская шпана объявляется предтечей современных субкультур. С одной стороны, конечно, в этом есть доля истины, с другой - это всего лишь доля.
Погрузимся в историю. До эпохи модерна почти любое общество состояло из множества "субкультур": каждая со своим костюмом, манерами поведения, своим фольклором и сленгом. Они были замкнутыми и не были специфически молодежными. Но постепенно, начиная, пожалуй еще с 16-17 вв. общество все более унифицируется, причем не только в рамках одной страны. Унификация идет с самого верха и захватывает все более широкие слои: буржуазию, мещан, наконец рабочих и богатых крестьян*. Новые тенденции в моду проникают, в основном, сверху: молодые (а иногда и не очень молодые) аристократы могут позволить себе "выпендириться" и выглядеть и вести себя не так, как их отцы. Разумеется, "выпендрёж" влечет сопротивление со стороны последних (вспомните Чацкого хотя бы), но постепенно к этому привыкают и перенимают новую моду. Приходилось читать, что головной убор Наполеона происходит от шляп с широкими полями, которую инкруаябли времен Директории носили под мышкой. Да и сам Буонапарте в
те годы был похож на инкруаябля.
Ну а про дендизм, тоже начинавшийся как субкультура своего рода, думаю, говорить не стоит.
Во второй половине 19 в., появляются субкультуры иного рода - "хулиганские". Конечно, низовые криминальные группировки существовали во все времена, но теперь вступает в игру новый фактор - массовая культура. Те же апаши - "апачи" сформировались под влиянием шоу Буффало Билла и первых вестернов. Возможно, что и на формирование отечественных хулиганов (как субкультуры начала 20 в.) оказал влияние синематограф.
Апаш и полицейский
Но и апаши и хулиганы, несмотря на их влияние были всего лишь хулиганами (прошу прощения за тавталогию) - субкультурами криминальными и низовыми, гопниками, короче говоря. Субкультуры современного типа рождаются ближе ко Второй мировой войне: это всякие "зазу", "дети свинга", позднее теды и, отчасти, наши стиляги, запоздавшие лет на 15. У молодежи появились кое-какие деньги и свободное время. Криминальная составляющая уходт куда-то на третий план, а на первый выходит составляющая гедонистическая и стремление к самовыражению, и в этом молодежные субкультуры 20 и 21 вв. близки к аристократическим и богемным "субкультурам" прошлых веков. Молодежь хотела красиво и элегантно (в своем представлении, по крайней мере), но, главное, вызывающе одеваться, гулять, танцевать и слушать музыку. Музыка их и связала, ну и кино, отчасти. Те же принципы** лежат и в основе большинства современных субкультур, разве что музыка постепенно утрачивает свои позиции.
Зазу
*Разумеется, на это уходит не одно столетие. До рабочих и крестьян докатилось только ко второй пол. 19 -первой пол. 20 в.
**За исключением одежды, пожалуй. Элегантность уже давно не обязательна, начиная с эпохи хиппи. Последние, в этом отношении, потомки французских инкруаяблей. Впрочем, что считать элегантностью?