В посте,
главным героем которого был Ян де Брай, я упоминал, что его сестра была женой Яна Ливенса (1607-1674), это был его второй брак. Настал момент рассказать о нем, ибо Ливенс достоин называться "художником, которому не повезло" как никто другой.
Выдающийся талант Ливенса проявился в очень раннем возрасте - в 8 лет он начал обучение у Питера Ластмана, а в 17 (по другим данным, даже в 12 лет) уже был самостоятельным мастером. Слава о юном художнике дошла до сильных мира сего, в 1620 г. Мориц Оранский приобрел одну из его картин.
Но, примерно, в то время, когда Ливенс покинул мастерскую Питера Ластмана, к последнему поступил в обучение другой юноша - Рембрандт ван Рейн. Молодые люди дружили и сотрудничали в период с 1627 по 1631 г., оказывали взаимное влияние друг на друга. Поскольку Ливенс как живописец сложился раньше Рембрандта, можно предположить, что его влияние было более сильным. Их работы того времени столь близки стилистически, что атрибуция затруднена. Многие картины Яна были приписаны Рембрандту как художнику более известному.
Дальнейшая судьба Яна Ливенса на протяжении нескольких десятилетий складывалась вполне благополучно. В 1632-1634 г. он работает при английском дворе и попадает под влияние Ван Дейка. Возможно, это сыграло с ним злую шутку - будучи, на мой взгляд, от природы живописцем не менее талантливым, чем великий фламандец, Ливенс был вынужден подражать манере более знаменитого мастера и утратил свой стиль.
Ян Ливенс вел роскошную жизнь, но, в конце концов, разорился и окончил свои дни, как и Рембрандт в нищете. Но если посмертная слава Рембрандта непрерывно возрастала с начала 18 столетия (все-же Роже де Пиль включил его в свой список, пусть и на последнем месте), то Ливенс был обречен на вечное сравнение со своим другом-соперником, и понятно, в чью пользу было это сравнение.
Автопортрет, ок. 1629-1630. В отличие от Рембрандта Ян Ливенс был еще и красив.
Пир Эсфири, 1625 г. Художнику было всего 18 лет, поэтому здесь сильное влияние Питера Ластмана, как и ранних работах Рембрандта.
Мальчик в мастерской художника, ок. 1630
Пилат, умывающий руки. Очевидно, 1620-е
Самсон и Далила, ок. 1630-1635
Натюрморт с книгами, ок. 1630
Воскрешение Лазаря, ок. 1631.
ИМХО, по уровню драматизма дотягивает до лучших работ Рембрандта. Как и следующие:
Распятие
Иов
Офорт с "Воскрешения Лазаря"
Пейзаж с отдыхающими крестьянами, ок. 1640. Фигуры
написаны Давидом Тенирсом младшим, с которым Ливенс сотрудничал.
Пейзаж, ок. 1640. Пейзаж соврешенно рембрандтовский и не похож на предыдущий
Аллегория Мира, 1652. Откровенно неудачная работа
Бринио, поднятый на щит, 1661. Эта картина, как и "Заговор Клавдия Цивилиса" Рембрандта, созданный в то же время, предназначалась для амстердамской ратуши. На этот раз Рембрандту повезло меньше.
Но лучше всего у Яна Ливенса получались портреты и вообще головы людей. В этом он почти не уступал Рембрандту, а в начальный период их творчества, возможно, даже и превосходил его.
Молодой человек в берете, 1629
Девушка и старая служанка, 1629.
Эта девушка встречается и на других картинах Ливенса
Девушка в профиль
Портрет Рембрандта, 1629.
Рембрандт часто позировал своему другу
Мать Рембрандта в профиль, ок. 1630
Портрет старика, ок. 1625-1626
Портрет старика, ок. 1635-1640
Анна Мария ван Шерлман, 1649. Почти все поздние работы Ливенса значительно уступают ранним
Апостол Павел, ок. 1627-1629
Портрет Яна Андреа Ливенса с опрокинутым стаканом, 1660-е
Голова старика, 1630-е
Портрет Карла Людвига Пфальцского с наставником, 1631
Старик с черепом, 1620-е
Читающая старуха, 1621(!)
Портрет юноши, 1628
Голова старика
Святой Павел, пишущий послание фессалоникийцам, 1629
Голова старика
Портрет старика
Скрипач, ок. 1625. Моделью, вероятно, послужил юный Рембрандт
Голова старика
Портрет девушки, ок. 1630-1635
Пожилая женщина в профиль, ок. 1625-1632
Лютнист, ок. 1629. Снова позировал Рембрандт
Ги де Лузиньян и Саладин, ок. 1625
Султан Сулейман, 1625. очень напоминает "Славянина" Рембрандта.
Константин Гюйгенс, ок. 1627-1630
Роберт Карр, 1-й граф Анкрам, до 1654
Поздние работы, при всей добротности исполнения, сильно не дотягивают до ранних. Серия "Четыре стихии- четыре возраста человека", ок. 1668:
Огонь
Воздух
Земля
Вода.
При виде этих работ меня охватывает жалость. Видимо, поговорка "талант не пропьешь" - не верна. Пусть даже Ян Ливенс и не пропил талант, но растратил его все равно. А так, умер бы лет в тридцать с небольшим - оставил бы о себе только добрую память. Ну и не было бы рядом с ним Рембрандта... Впрочем, его я и так упоминал в этом посте слишком часто.