Еще об атрибуции (вечная тема)

Jan 06, 2016 21:14

Недавно я выкладывал вот эту картину:



На сайте WGA, откуда я взял репродукцию автором ее назван испанский художник Херонимо де Бобадилья (Jerónimo de Bobadilla, ок. 1630-1709, на сайте WGA сказано, что он родился ок. 1620 г.). Но это мало похоже на испанскую живопись второй пол. 17 в., я предположил, что больше сходства с Нидерландами (Фландрией) первой пол. 16 в. (Сейчас добавлю - слишком правильно и "салонно" для этого времени).
В комментариах к той записи alexander_pavl сказал, что это похоже на салонную живопись начала 19 в., а mmekourdukova заметила, что это совсем не похоже на фламандскую живопись, а вот с испанской сходство имеется.
На официальном сайте Эрмитажа автором картины действительно назван Херонимо Бобадилья, а время и место создания - Нидерланды, начало 16 в. (!!!!!!!!!!!!!!!!!). Многочисленные репродукции этой картины в Интернете (в Рунете, прежде всего) приписаны Бобадилье и очевидно, такая атрибуция восходит к официальному сайту Эрмитажа. Очевидно, такая атрибуция имеет источником сайт Эрмитажа, или происходит отсюда. Репродукция другой работы Херонимо Бобадильи загружена на ВикиСклад с сайта arthermitage.org в 2010 г.

Самое интересное, что впервые этого Христа-Спасителя я увидел много лет назад в каталоге нидерландской живописи 15-16 вв. из собрания Эрмитажа (Н.Н. Никулин. Нидерландская живопись XV-XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа. М.: Изобразительное искусство, 1988). Но мало ли я этих Сальваторов Мундей видел?! Там картина датируется началом 16, место ее создания, понятное дело, Нидерланды. Картина поступила в 1921 г. из Государственного музейного фонда. В начале 20 в. она находилась в собрании Л.М. и Е.Л. Кочубей. Туда она. в свою очередь попала из коллекции герцога Е.М. Лейхтенбергского (надо полагать, Е.М. Романовский, 5-й герцог Лейхтенбергский), а как оказалась в этой коллекции - неведомо. Таким образом, провенанс далее второй половины 19 века не прослеживается. В начале 20 века Э. Липгарт считал картину работой испанского художника 9очевидно, начала, или первой половины 16 в.)

Т.о., приписывать "Христа благословляющего" кисти Херонимо Бобадильи, очевидно, нет никаких оснований. То, что картина считается работой этого малоизвестного художника, скорее всего, лишь результат ошибки. Вопрос о времени и месте создания, а уж тем более авторстве картины для меня остается открытым. Может, это действительно Нидерланды начала 16 в.. или Испания того же времени (или, по крайней мере, первая половина того же столетия). Почти невероятно, что это вторая половина 17 в. Есть еще один вариант - картина является подделкой (или стилизацией) 19 в., в пользу чего косвенно свидетельствует и ее "стилистическая размытость" и "салонный" вид и мутный провенанс.
P.S. В вышеозначенном каталоге нидерландской живописи из 83-х картин (диптихи, триптихи и полиптихи я считал за одну картину) только 15 подписаны и 14 датированы. Причем подписи - зачастую монограммы, требующие расшифровки, а даты читаются неоднозначно.

19 век, живопись, Нидерланды, 16 век, Испания, датировка, авторство, атрибуция, 17 век

Previous post Next post
Up