Про симпосии и один пережиток викторианства.

Dec 18, 2011 19:32



Древние греки совершают ритуальное возлияние на симпосии....

.... и производят обряд, символически повторяющий акт Творения:



На днях я уже писал про мрачное наследие викторианской эпохи, и этот пост о том же. Случай Э. Фукса - немецкого историка, жившего сто лет назад - еще случай легкий. Выражается он в том, что человек начинает видеть в любом общественном явлении сексуальный подтекст. Баня, посиделки в прядильне, совместное катание на лошадях - лишь повод для флирта, естественно с продолжением. Более тяжелый случай - это когда на лезущую изо всех щелей сексуальность пытаются накинуть порывало религиозности. Тогда возникают всякие богини-матери, фаллические культы и символы плодородия. Я не хочу сказать, что все вышеперечисленное напрочь отсутствовало в человеческой истории. Нокогда в каждой палке начинают видеть фаллос, а в каждой дырке - влагалище , это уже перебор.
И еще понятно, когда подобные вещи говорят кабинетные ученые из позапрошлого века. Но когда то же самое читаешь в книгах, написанных несколько лет назад, то становится смешно.
Вот, например, книга «Искусство Древней Греции. Геометрика, архаика» из серии «Новая история искусства», автор Людмила Акимова. Вот что эта Акимова пишет:

Кратер был неотъемлемой принадлежностью пира-симпосия, а пир-симпосий в свою очередь составлял непреложную часть ритуального быта греков-мужчин. Пиры начинались сразу после захода солнца и длились всю ночь до рассвета. Они совпадали с ночной фазой бытия бога-солнца. Греки-мужчины…. пили вино, рассуждали о космосе, играли в кости, спорили, ссорились и иногда даже дрались…. Руководили ритуалом женщины, но не женщины-жены, принадлежавшие к патриархальному укладу семьи, где формальным главой считался муж и отец, а женщины «древней профессии»: представители матриархальной традиции…. Напиток, вкушаемый на симпосиях, включал в себя известную космогоническую двоицу. Основу его составляла вода, дополняло ее вино… такой напиток, какова бы ни была его консистенция, воплощал огонь, рожденный амфорной водой, брачная смесь давала надежду на жизнь ночным симпосиастам. Как метафорически мертвые, они лежали на ложах…. Собственно ложе, рассматривалось, ка лоно богини, на котором совершался таинственной брак.
На симпосиях больше пили, чем ели, и характерно, что вкушали прежде яства, а потом уже пили вино: сначала обновлялась плоть, а потом уже кровь человека…

Что увидит во всех этих древнегреческих симпосиях нормальный человек? Правильно: собрались пацаны, сняли блядей, те их развлекают стриптизом, а пацаны пьют вино, и «рассуждают о космосе». Никакой мистики и религиозных культов. Но это же древние греки, а они не могут так просто пить и блядствовать, в представлении докторши искусствоведения Акимовой, каждое их действие наполнено глубочайшим символическим смыслом, говорящем о трансцендентной связи архаического социума с космосом и Абсолютом.
И такими вот пассажами наполнена вся книга Акимовой. Причем «лоно богини» возникает тут чаще всего. То, например египетские додинастические сосуды, по ее мнению, представляют «jбраз женской матки с плывущим в ней кораблем», ибо ладья на таких сосудах изображалась в «центре тулова, на главном месте». Причем не только сосуд и ладья на нем - символ женского лона, но и кабина на ладье тоже является таковым.
Вот сосуды того типа, о котором говорит Акимова:







Какой же богатой фантазией надо обладать, чтобы увидеть в них все то, что увидела наша профессорша!
Более того, продолжает Акимова: «смысловая симметрия корабля и лошади заставляет думать, что лошадь - тоже женский образ». Но вот намекнуть на это затруднительно, ибо в отличие от корабля, на котором имеется кабина, на лошади никаких «лон» нет. Греки и тут нашли выход (точнее, Акимова за них додумала): всадник как бы вырастает из спины, т.е. выходит из лона.
- Доктор, на этой картине пидоры!
- Почему же?
- Как же, утки летят, друг другу в зад смотрят…

эротика, античность, 20 век, Египет, искусство, 21 век, психология, диалог культур

Previous post Next post
Up