Пишут, что старейшие изображения "Искушения Св. Антония" относятся к 10 в., в моей подборке - с начала 15 в., так как более ранние найти сложно. Сюжет хорош тем, что он позволял художником проявить буйство своей фантазии во всей полноте. Начиналось все с изображений довольно скромных, но к 16 веку создаются такие полотна, что сюрреалистам остается только повеситься от зависти. Один Босх чего стоит! Впрочем, его-то вы как раз почти и не увидите, ибо банально, но зато много других хороших мастеров и картин, порой очень мало известных, но достойных большей славы.
Фра Анжелико. Св. Антоний бежит от золота, рассыпанного дьяволом, ок. 1436
Скеджа (Джованни ди сер Джованни Гвиди). Св. Антоний бежит от золота, рассыпанного дьяволом, сер. 15 в.
Появляются демоны:
Сассетта, ок. 1430-1432. Обратите внимание на граффити внизу картины
Мастер триптиха из Оссерванца создает алтарь Св. Антония, состоящий из 10 панелей, из которых сохранилось девять (ок. 1435). Искушение здесь еще разделено на несколько сюжетов:
Это Антоний не умиляется на зайчика, а отказывается от золота. Свинья является символом святого, монахам-антонитам позволялось держать свиней. Кстати обратите внимание, как художник передает шарообразность неба.
Миниатюры:
Ливен ван Латем, ок. 1469
Миниатюра из "Золотой легенды" Якова Ворагинского, ок. 1470
Мартин Шонгауэр, гравюра ок. 1480
По этой гравюре неизвестный художник из мастерской Гирландайо создал картину. Есть версия. что это был юный Микеланджело. Если это так, то картина, на настоящий момент, является самым дорогим произведением искусства, созданным ребенком.
Мастерская Гирландайо (Микеланджело?) ок. 1487-1489
Бернардино Паренцано, кон. 15 в.
Со временем различные эпизоды искушения начинают объединяться в одной картине, поначалу еще разрозненно:
Мастер Св. Семейства (Младший, в Википедии перепутан со Старшим), вт. пол. 15 в. Здесь множество сюжетов изображаются в пределах одной картины.
Лукас Кранах Старший. ок. 1520
У Босха в лиссабонском триптихе Антоний изображен трижды, на трех панелях по одному разу (все же не удержусь и приведу):
У Босха было бесчисленное множество последователей и подражателей. Некоторые из них:
Неизвестный худ. круга Босха, ок. 1500-1510
Ян де Кок, ок. 1520
Ян де Кок, ок. 1520
Круг Яна де Кока
Питер Хьюс, ок. 1547
Корнелис Кунст, между 1525-1535. Здесь по старинке объединены несколько сюжетов
Во второй половине 16 века в Нидерландах еще продолжает господствовать босховская традиция:
Корнелис Массейс, сер. 16 в. (тут, впрочем, довольно итальянисто)
Мартин де Вос, втор. пол. 16 в. Здесь Антоний снова изображен трижды, но беседа с Петром Отшельником уходит на второй план, а демоны вынесены на первый. (Ср. с Мастером Св. Семейства)
Круг Мартина де Воса, ок. 1580-1600
Неизвестный художник, вт. пол. 16 в.
Ян Брейгель Бархатный, нач. 17 в.
В Италии, в эпоху Высокого Возрождения "Искушение" по причине монструозности изображалось крайне редко, а вот позднее начинает встречаться, но при этом сильно отличается от северного варианта. Число монстров здесь невелико, они не такие жуткие и фигуры занимают большую часть картины:
Паоло Веронезе, ок. 1552-1553
Тинторетто, ок. 1577
Аннибале Каррачи, ок. 1597-1598.
Как видим, здесь внимание акцентируется на том, что Христос все время оберегал Антония
17 в.:
Рулант Саврей, 1617 в. Здесь главное место занимает пейзаж. Св. Антоний - лишь повод
Неоднократно искушение Св. Антония изображал Давид Тенирс Младший и художники его круга:
Давид Тенирс Младший. ок. 1640
Давид Тенирс Младший, ок. 1667
Ян ван дер Венне, 1631-1651
Йос ван Красбек, ок. 1650. Про него я уже писал. а про ван де Венне, возможно напишу еще
Доминикус ва Вийнен, ок. 1690. Тут уж совсем что-то фантастическое
Для полноты картины приведу одного итальянца:
Себастьяно Риччи, кон. 17-нач. 18 в.
18-19 вв. опускаю, хотя искушение Св. Антония изображали и тогда. Во второй половине 19 в. на передний план выходит эротический момент и сам сюжет приобретает иронический оттенок:
Джон Доллман. Здесь Антоний совсем юный и мне вспоминается педофильская новелла "Декамерона" про Алибек и отшельника Рустико.
Ловис Коринт, 1897
Еще пара Антониев бонусом:
Лоренцо Лотто. Фрагмент, голова Св. Антония, ок. 1520 Совершенно на мой взгляд. После такой живописи оставалось только скатываться в маньеризм
Хуан Баттиста Майно (про него я тоже писал). Св. Антоний со свиньей, ок. 1612-1614. Здесь еще чувствуется влияние учителя Майно - Эль Греко.
В православном искусстве этот сюжет также встречается:
Московская икона, кон. 16 в.