Во многих книгах в качестве автопортрета Мазаччо помещалось вот это изображение:
Это апостол Фома с фрески "Чудо со статиром" из капеллы Бранкаччи
По-видимому повелась эта традиция еще от Вазари, который поместил этого персонажа в качестве автопортрета Мазаччо в своей книге, правда в сильно искаженном виде.
Сейчас же считается, что Мазаччо вот:
(В 3/4, смотрит на зрителя) Фрагмент другой фрески из той же капеллы Бранкаччи
Рядом с ним, как предполагается, Леон Баттиста Альберти, но этот человек не очень похож на иные изображения великого архитектора.
Этот портрет отличается от остальных изображений людей своей реалистичностью и убедительностью. Все прочие портретные изображения здесь даны в профиль, а не портретные... в общем, и так ясно, что они не портретные. Но есть еще один момент. Давние читатели помнят, наверное,
пост про автопортреты художников. Многие живописцы 15 и, отчасти, 16 веков писали себя пользуясь выпуклым зеркалом, и оттого изображение должно получаться искаженным. лицо будет выглядеть слишком выпуклым. И лицо Мазаччо также выглядит несколько выпуклым: нос выступает, а лоб и подбородок скошенные. Плюс к этому трехчетвертной разворот, взгляд, направленный на зрителя и непохожесть на остальные лица по манере изображения.
Ну и конечно, Мазаччо - великий новатор. И жаль, что он прожил так мало.