Европейские мотивы в могольской миниатюре.

Oct 19, 2011 18:06

Как-то в последнее время увлекает меня тема Великих Моголов. В частности в связи с вопросом про то, как сильные мира сего бросали огромные средства на то, чтобы продемонстрировать своё величие, то есть крутизну в просторечии. Моголы строили для себя и своих родственников и приближенных великолепные гробницы и Тадж-Махал - только самая известная из них. А могольская миниатюра - это вообще, по-моему, одно из высших достижений исламского искусства, хотя исламской ее можно считать с определенной долей условности.
С конца 16 века, при Акбаре в миниатюру проникают элементы западноевропейского искусства, но особенно явным это проникновение становится при его сыне и преемнике - Джахангире. Придворные миниатюристы копируют европейские гравюры и миниатюры, шах помещает португальскую картину с изображением Девы Марии в свой гарем, интерес вызывают также карты, особенно атлас Меркатора. При этом могольские художники часто работают с натуры, а требование «фотографической точности» к их произведениям (особенно изображающим животных) выдвигает сам Джахангир.
Наверняка шахи любили искусство совершенно искренне, но это не исключает того, что главную цель искусства они все-таки видели в возвеличивании самих себя. Вот несколько миниатюр, красноречивое тому свидетельство:






Джахангир выказывает уважение суфийскому мудрецу и пренебрегает такими могущественными монархами, как английский король Яков I  и турецкий султан. В миниатюре очень много европейских мотивов: ангелы у «трона» в виде песочных часов, путти в верхних углах миниатюры, гротесковый узор на ковре, орнамент на рамке. А изображения персонажей - это именно портреты.



Джахангир сталкивает персидского шаха Аббаса в Средиземное море. Оба стоят на глобусе, восходящем к атласу Меркатора, могольский лев теснит персидского ягненка, а сам Джахангир изображен куда крупнее, чем его противник (интересно, какой был рост Джахангира и Аббаса в действительности?). Нимб Джахангира поддерживают европейские херувимчики.



Джахангир вводит также европейский обычай чеканки своего профиля на монетах. Причем, изображется он с бокалом вина, что для мусульман должно было выглядеть как неслыханная дерзость.
Это так, для затравки. Потом, может, еще напишу.

ренессанс, история, 16 век, Великие Моголы, искусство, Индия, стили, 17 век, ислам

Previous post Next post
Up