Конформизм, как основа культуры (у синиц)

Dec 15, 2014 11:42

Птицы, по-видимому, не просто заимствуют полезные навыки у любого сородича, продемонстрировавшего такой навык. Скорее, они перенимают стиль поведения, характерный для большинства особей в группе. Известно, что конформизм - важнейший фактор культурной эволюции у людей, определяющий развитие и сохранение всякого рода местных, племенных и национальных культур. О конформизме у диких животных (за исключением приматов) почти ничего не известно.

Чтобы проверить гипотезу о конформистском характере социального обучения, авторы проанализировали индивидуальное поведение тех птиц, которые пользовались обоими способами открывания дверцы. В каждой популяции имелись особи, которые в какой-то момент самостоятельно изобрели альтернативный метод, а кто-то потом начинал копировать их поведение. Всего таких птиц, овладевших обоими методами, было 78. Большинство из них сначала открывали кормушку «традиционным» для данной группы способом, потом попробовали альтернативный (и убедились при этом, что он работает ничуть не хуже!), но затем все-таки вернулись к традиционному. Восемь птиц начали с нетрадиционного поведения, но потом стали поступать «как все». Лишь три птицы продолжали упорствовать, используя изначально освоенный ими нестандартный способ (есть, стало быть, и среди синиц настоящие нонконформисты!). Ну а таких птиц, которые начали бы с традиционного способа, а потом переключились на нетрадиционный, не было замечено ни одной. В среднем у всех птиц частота использования альтернативного способа открывания дверцы снижалась со временем.

Дополнительные аргументы в пользу конформизма дал анализ поведения 41 птицы, перелетевшей за время наблюдений в другую группу. Из 27 особей, переселившихся в группу с такой же традицией открывания дверцы, 26 остались этой традиции верны. Напротив, из 14 особей, перелетевших в группу с другой традицией, большинство (10) изменили свое поведение, и только трое продолжали открывать дверцу так, как принято у них «на родине». Последняя, 14-я синица открывала дверцу то так, то эдак, не отдавая предпочтения ни одному из способов.

Кроме того, оказалось, что вероятность усвоения данного способа открывания дверцы растет с частотой использования этого способа не линейно (как должно быть при непредвзятом заимствовании навыка), а по сигмоидальной траектории (рис. 4). Это значит, что навык заимствуется предвзято, с оглядкой на «мнение большинства».

этология, биология, культура

Previous post Next post
Up