Помню, в детстве я любил смотреть "Энциклопедический словарь юного натуралиста" и там была такая картинка: маленькая птичка кормит огромного кукушонка.
Я тогда не мог понять: как же птичка не догадается, что это не ее птенец? Теперь ясно, что мозгов у нее для этого маловато, но не только это играет роль. Как пишет Ричард Докинз, кукушонок оказывает на свою приемную мать (и не только на нее, как оказывается) почти магнетическое воздействие:
Я думаю, что птенцы кукушки не просто «обманывают» своих хозяев, не просто притворяются кем-то другим, чем они есть на самом деле. По-видимому, они оказывают на нервную систему хозяина примерно такое же действие, как какой-нибудь наркотик. Это может вызвать сочувствие даже у тех, кто никогда не употреблял наркотики. Человек может испытывать половое возбуждение и даже эрекцию, глядя на фотографию женского тела. Он вовсе не думает при этом, что перед ним в самом деле женщина. Он знает, что это всего лишь изображение на бумаге, и все же его нервная система реагирует на картинку так же, как она могла бы отреагировать на настоящую женщину. Человек может испытывать непреодолимое влечение к определенному представителю противоположного пола, несмотря на то, что его внутреннее чутье подсказывает ему, что связь с этой личностью никому не принесет счастья. То же самое можно сказать о непреодолимой привлекательности запретных плодов. Завирушка, вероятно, даже не подозревает о том, что в ее собственных долгосрочных интересах воздержаться, а поэтому нетрудно понять, что против некоторых раздражителей ее нервная система устоять не в силах.
Красная «пасть» кукушонка так соблазнительна, что орнитологи неоднократно наблюдали, как какая-нибудь птица бросает пищу в раскрытый клюв птенца кукушки, сидящего в гнезде какой-то другой птицы! Птица может лететь к себе домой с пищей для своего птенца. И вдруг краем глаза она видит широчайшую красную пасть кукушонка, сидящего в гнезде птицы совсем другого вида! Она сворачивает к этому чужому гнезду и бросает в клюв пищу, которая предназначалась ее собственному птенцу. Эта «теория непреодолимости» совпадает со взглядами немецких орнитологов раннего периода, писавших, что приемные родители ведут себя как «наркоманы», а птенец кукушки выступает в роли «порока», которому они предаются. Справедливость требует добавить к этому, что некоторые современные экспериментаторы менее склонны к подобной точке зрения. Несомненно, однако, что если представлять себе раскрытый клюв кукушонка как мощный стимул, сравнимый с наркотиком, то объяснить происходящие события становится гораздо легче.
Докинз не употребляет здесь понятия "сверхстимул", но речь идет именно о нем. Нечто подобное можно прочитать у Рамачандрана (
здесь краткое изложение). Искусство во многом оперирует сверхстимулами. Если говорить о эротике, то тут можно выстроить длинный ряд от палеолитических "венер" до персонажей анимэ. Имей настоящая женщина такие пропорции, она показалась бы уродливой, однако же на рисованных персонажей люди клюют. Сюда же кидаем корсеты и турнюры. Но сверхстимулы касаются не только эротики, все искусство пронизано ими. И нелепо требовать от искусства реалистичности, ибо реализм скучен и невыразителен. Зато актеры в нелепых масках и на котурнах вызывали сильнейшие эмоции. Другое дело, что в отличие от каких-нибудь завирушек привыкает ко всему довольно быстро (а может, просто живет дольше) и воздействие сверхстимула на нервную систему притупляется. И тогда человек действительно может вернуться к реализму и ищет для себя новые стимулы и их сочетания, порой очень тонкие... Но об этом я писал сто раз.