Френды уже приписали мне пост про Дж.-Б. Морони, но такого поста у меня не было. Теперь вот компенсирую это досадное упущение.
Джованни Баттиста Морони (ок. 1525-1578), несомненно, один из величайших портретистов всех времен и народов. Я бы поставил его выше Ван Дейка и никак не ниже Гольбейна. Но бывают художники-универсалы, вроде Тициана или Рафаэля, у которых хороши и портреты и многофигурные композиции, а бывают «подобные флюсу», как говорил Козьма Петрович. Так вот и Гольбейн и Морони принадлежат к числу последних - они выдающиеся портретисты, но в многофигурных композициях (и вообще, когда не требовалось работать с натуры) - художники, скажем так, не то, что посредственные, но ничем не выделяющиеся из общей массы. Так что может, в
гипотезе Хокни действительно что-то есть...
Но и в портретах мастерство Морони неравномерно (как и мастерство Гольбейна и Ван Дейка). Какие-то из них холодные и отстраненные, с тщательно выписанными деталями, но облик портретируемого на них не выразительный. (В большей степени это относится к женским портретам, чем к мужским). Отчасти это можно объяснить влиянием заказчика - все-таки не следует забывать, что живописец в те времена был всего лишь ремесленником, кем-то вроде портного. С другой стороны, мастперство художника тоже возрастало, и поздние портреты, в большинстве своем явно превосходят ранние по качеству, в них меньше лишних деталей, и выглядят они более реалистичными и живыми.
Потрной, ок. 1570
Кстати, вот знаменитый портрет портного - мог ли простой ремесленник себе позволить заказать его? Может, это какая-то аллегория, а на портрете человек гораздо более знатный?
Портрет мужчины с письмом ("Адвокат")
Портрет старика в кресле, ок. 1570
Портрет мужчины с поднятыми бровями
Лодовико Мадруццо, 1550-1551
Портрет старика, ок. 1568-1570
Мужской портрет, 1553. Здесь еще сильное влияние маньеризма
Скульптор Алессандро Витториа, 1553
Гравюра с этого портрета, 1660
Портреты двух рыцарей, ок. 1554-1558
"Магистр", ок. 1570. Мне кажется, что он похож на папу Иннокентия X c портрета Веласкеса
Портрет Паоло Видони Седрелли, 1576
Портрет молодого человека 29 лет, 1567. Из всех портретов Морони на выставке в Пушкинском произвел на меня самое сильное впечатление. Увы, репродукция его не передает
Женские портреты
Паче Риволо Спини, ок. 1573-1574. Если честно, вживую меня он не сильно впечатлил.
Графиня Лючия Альбани Авогадро (Дама в красном), ок. 1556-1560
Луиза Агости. Один из лучших женских портретов Морони
Другие картины:
Весталка
Крещение Христа с донатором, 1550-е
Поклонение волхвов
Тайная вечеря, 1569. Здесь лица многих апостолов явно написаны с натуры.
Мистическое обручение Св. Екатерины, 1578
Несмотря на свой талант, Морони гораздо менее известен, чем тот же Гольбейн. Думаю, тут сработал принцип "на безрыбье и рак рыба" - во второй пол. 16 века в Италии (и за ее пределами) было немало портретистов, приближающихся по уровню к Морони. А вот Гольбейн Младший был в свое время и, главное, на своем месте вне конкуренции. Что здесь сказать - не повезло.
См. также:
Сравнение сложности портретов и многофигурных композиций на примере Гольбейна