Еще один пример в подтверждение тезиса о том, что архитектурные формы развиваются в направлении от утилитарности к декоративности - русские шатровые церкви, точнее их эволюция.
Изначально шатер должен был перекрывать все внутреннее пространство церкви, или, по крайней мере его значительную часть, как это мыв наблюдаем в ц. Вознесения в Коломенском - первом русском шатровом храме (Гипотеза Кавельмахера-Заграевского, что первой была ц. Покрова Богородицы в Александровской слободе меня не очень убеждает, и не только меня). Но уже в коломенской церкви функция шатра не является чисто утилитарной, что видно из соотношения высоты храма и его площади, очень «невыгодного» соотношения. Т.е. церковь явно не предназначалась для того, чтобы вместить как можно больше людей.
В дальнейшем конструктивная роль шатра постепенно утрачивается, а декоративная (или символическая, если угодно) - усиливается.
Ц. Пера Митрополита, Переславль-Залесский, 1585 г. здесь шатер перекрывает далеко не все пространство церкви.
Но это - скорее исключение, большинство шатровых храмов 16 века построено по тому же принципу, что и Ц. Вознесения.
Ц. Богоявления, с. Красное-на-Волге, 1592
В 17 веке появляются двух- и трехшатровые храмы*. Поначалу шатры в них по-прежнему играют роль перекрытия.
Собор Алексия Человека Божьего, 1631-1634, Москва, разрушен в 1838 г. (худ. К. Рабус, 1838) Фактически это два самостоятельных храма с двумя алтарями.
Ц. Успения Пресвятой Богородицы (Дивная), 1628 или 1630-е, Углич. Здесь боковые шатры миниатюрные и роль их скорее декоративная.
Дальнейшая эволюция:
Ц. Сошествия Св. Духа, 1642, Рязань
Ц. Николая Чудотворца в Сапожке, кон. 1640-х, Москва, разрушена в 1837 г. (Худ. Ф. Алексеев, ок. 1800, ц. Николы справа)
Трехшатровые:
Ц. Похвалы Богородицы. Тула, конец 1640-х гг. Разрушена в 1932
Ц. Троицы в Путинках, 1649-1652, Москва
Ц. Одигитрии, 1670-е, Вязьма. Здесь шатры уже превратились в высокие, тонкие шпили.
Церковь также датируется 1630-ми, но едва ли это так.В то же время, до конца 17 в., несмотря на запреты Никона продолжали строится церкви и с «функциональными» шатрами.
Знаменская ц., с. Аннино, 1680-е.
В 16 веке «дополнительные шатры» увенчивали приделы, как в несохранившемся соборе Бориса и Глеба в Старице.