О позировании и подглядывании, голландцах и импрессионистах

Dec 26, 2013 18:52



Питер де Хох, ок. 1662.



Фредерик Базиль, 1868.
Не правда ли, очень похожи эти семейные портреты, разделенные двумя веками. «Та-ак, встаньте сюда пожалуйста, а Вы - туда. Правее, правее! Внимание! Сейчас вылетит птичка!»
В обоих случаях люди явно позируют, и помимо всех них незримо присутствует на картине еще один персонаж, условно говоря «фотограф». (Настаиваю на этом слове даже применительно к 17 веку).



ИМХО, «Портрет семьи Беллели» Дега импрессионистичнее, чем картина Базиля, созданная на несколько лет позднее картина Базиля. Потому, что позирования там меньше, а «как бы случайности» больше, хотя первое еще присутствует, а второе - не абсолютно.
А дальше Дега эволюционирует в направлении самоустранения. Точнее как-бы самоустранения, потому что на самом деле он ого-го как присутствует. Но стремится сделать вид. Что его и нет вовсе, а его картины - снимки, сделанные камерой типа LOMO.



Эдгар Дега. Хлопковая контора в Новом Орлеане, 1872-1873.
«Остановись мгновенье, ты прекрасно! Что, не прекрасно? Ну, все равно, остановись.
Вернемся снова в 17 в. По моему скромному мнению, ближе всех к импрессионизму из художников этого славного столетия приблизился никак не Хальс, а Вермеер.



Ян Вермеер. Концерт
Персонажи его картин явно не догадываются, что кто-то подсматривает за ними в замочную скважину. И ведь на самом деле, подсматривает - теперь вроде как считается доказанным, что Ян из Дельфта пользовался камерой-обскурой размером со шкаф. И он больше, чем кто-либо из его современников изображает не предмет, а его зрительный образ. Отсюда и резкие перспективные сокращения и слабая детализация/обобщенная манера письма и даже тени синие попадаются.
И все же, эмоциональное. Насколько убоги даже лучшие из живописцев 19-го столетия по сравнению с теми, кто творил за двести лет до них!

импрессионизм, 19 век, живопись, перспектива, Франция, Нидерланды, 17 век

Previous post Next post
Up