О двух подходах к нервюрам и не только

Dec 22, 2013 19:24

Все никак не доберусь до серьезного разговора об английских сводах - так бытовуха заедает. Но ничего, даст бог, развернусь в новогодние праздники.
А пока, вот вам цитатка и пространный комментарий к ней:
«…здание в Лане было сложной системой, но несведущему могло показаться, что готика - это не более чем использование в больших количествах арок и столбов, способ придать стенам более интересный вид. Когда англичане познакомились с готикой, они ее понимали именно так. Они предпочитали считать готику не альтернативной системой строительства, а альтернативной системой украшения». (Кидсон, Томпсон, Мюррей. История английской архитектуры).
Можно выделить два подхода к архитектуре. Первый я назвал бы классическим, или цивилизованным. Второй - варварским, или периферийным. Первый делает упор на конструкцию, второй - на декор. Более того, даже в конструктивных элементах «варвар» видит, в первую очередь, декоративную функцию. Карго-культ в чистом виде, словом.
Так вот, англичане, в отношении к архитектуре, до определенного момента (века до 18, до Рена, м.б.) - безусловно «варвары». (Да и не только в отношении к архитектуре). Я понимаю, что когда русский упрекает англичан в варварстве и периферийности - это примерно так же выглядит, как если бы человек ростом 140 см назвал того, чей рост 165, недомерком. Однако, и карлики могут быть объективными, и мужчина 165 см. ростом - действительно коротышка. (Надеюсь, никого не обидел).



Собор в Руане (Специально взял позаковыристей)



Собор в Линкольне
Нелепый и путаный облик английских готических соборов (в сравнении с цельностью и ясностью соборов французских, например) - одно из проявлений этого варварства. Другое - любовь к нервюрному «узорочью».
Заметим, что во Франции очень сложные нервюрные своды встречаются редко (самые примеры - Сен-Эсташ или отель Клюни), а в Италии - кажется, не встречаются вообще, в Западной Германии, если не ошибаюсь, тоже не часто.
Зато на периферии …



Капелла Генриха VII






Собор в Сеговии



Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце






Ц. в Мурованке

Естественно, такая сложность приходит далеко не сразу. Но в «центре» она не появляется вообще. А об эволюции английских сводов - дальнейший рассказ

16 век, готика, архитектура, 15 век, эстетика, своды, средневековье, нервюры

Previous post Next post
Up