На днях я прокомментировал
вот эту запись в ЖЖ
mmekourdukova:
Да уж, выродилась стилистика. В работах, где присутствует западное влияние, чувствуется хоть какая-то живость. Собственно, 11-я картинка (с усекновением главы) - скорее сильно провинциальный вариант академического искусства, наверное по гравюре какой-нибудь писалась (у нас такого добра тоже много). Византийского в ней нет ничего практически.
И получил такой ответ:
В это время качество было = степени близости к академизму. История текла в этом направлении, не кот начихал.
С которым я полностью согласен.
В подтверждение привожу фотографии фресок из. г. Нерехты, которые, по моему субъективному мнению куда красивше вышеупомянутой иконы с усекновением главы Иоанна Предтечи. Благо, выполнены они по тому же принципу (т.е. срисованы с западноевропейских гравюр), что делает вполне правомерным сравнение.
Эти фрески украшают Никольскую (Богоявленскую) церковь в г. Нерехта. Церковь была построена в 1710-1725 гг. и расписана в 1768-1769 гг. артелью ярославских изографов во главе с Афанасием и Иваном Андреевыми Шустовыми.
Чудеса Св. Николая
Песнь Песней
Архангел Михаил
Нафоткал я гораздо больше, но, к сожалению, техника подводит, и потому дополню подборку двумя иллюстрациями из книжки
Бегство в Египет
«Тайная вечеря» и «Изгнание из Храма»
В стилистике фресок явно чувствуется влияние школы Гурия Никитина, работавшего примерно за столетие до этого. Вообще, я бы сказал, что лучшие произведения церковной живописи 18-19 вв. (и иконы и фрески) неакадемического характера восходят по своей стилистике к работам иконописцев второй половины 17 в. В них уже не оставалось почти ничего византийского, а в дальнейшем влияние академического западноевропейского искусства продолжило проникать в церковную живопись, что видно хотя бы при сравнении нерехтских фресок с работами того же Никитина.