Можно сказать, что всем «архаикам» и «примитивистам» в живописи не везло очень долго. Долгое время «неклассическое» искусство находилось вне поля зрения официального искусствознания, причем не только отдельные художники, но и целые школы. Если говорить об итальянской живописи эпохи Ренессанса, то сиенская школа была, безусловно, одной из наиболее архаичных и консервативных, начиная с 15 в. (в 14-м была не менее прогрессивной, нежели, скажем, флорентийская). Но даже на фоне сиенских художников Джованни ди Паоло (ок. 1400-1483) выглядит архаиком.
Несмотря на то, что в его работах встречаются кватрочентистские мотивы, все же по стилю и иконографии его живопись ближе к произведениям художников треченто, преимущественно сиенцев: Дуччо, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти. Часто можно встретить утверждения, что художники архаизирующего направления придерживались этого направления сознательно, сопротивлялись наступающему натурализму. Часто к таким высказываниям примешивается (псевдо)религиозная нотка: дескать архаичная живопись более «высокодуховна». Спорить с этим сложно. В любом случае, мысли художников-«архаиков» на этот счет остались для нас неизвестны, а по тем, что известны, сложно делать однозначные выводы.
Поэтому остается только любоваться картинами.
Воскрешение Лазаря, 1426
Шествие на Голгофу, 1426
Снятие с креста, 1426
Положение во гроб, 1426
Несмотря на свой архаизм Джованни ди Паоло в чем-то был весьма передовым. Например, он одним из первых художников стал изображать падающие тени. Но даже здесь он не был последователен: даже в пределах одной картины тени отбрасывают далеко не все предметы и персонажи.
Бегство в Египет, ок. 1436
Причем дело не в святости изображаемых. Скажем, в «Бегстве в Египет» нет теней от ангелов и Святого Семейства. Но мужики с лопатами и дальний пахарь также теней не отбрасывают (а тот, что поближе - отбрасывает)
Моление о чаше, ок. 1430/35 (по другой версии - 1445)
Шествие на Голгофу, ок. 1430/35
Распятие, ок. 1430/35
Снятие с креста, ок. 1430/35
Мадонна с младенцем
Богоматерь Умиление
Иоанн Креститель уходит в пустыню, ок. 1450
Иоанн Креститель уходит в пустыню, ок. 1455/60
"Се Агнец Божий" ок. 1455/60
Иоанн Креститель в темнице ок. 1455/60
Голову Иоанна Предтечи приносят Ироду ок. 1455/60
Голову Иоанна Предтечи приносят Ироду
Благовещение, 1445
Створение мира и изгнание из Рая, ок. 1445
Благовещение и изгнание из Рая
Св. Екатерина Сиенская перд папой в Авиньоне
Причащение Св. Екатерины Сиенской
Шествие Св. Григория в замок Св. Ангела
Св. Клара Ассизская спасает ребенка от волка. ок. 1445
Св. Клара и Св.Елизавета Венгерская
Рождество
Рождество, 1460-е
Поклонение волхвов, 1462. Видно, как художник со временем осваивает прогрессивные тенденции
Миниатюры к «Божественной комедии» - одна из самых интересных работ Джованни. Мне почему-то вспоминаются иллюстрации С. Юхимова к Толкину.
Юстиниан рассказывает историю Рисмкой империи
Виден недостроенный купол Флорентийского Собора