Греческая вазопись эпохи архаики, а также ранней классики по большей части "двухмерна". Т.е., относится к
первому этапу в развитии пространственных построений, когда изображаются два измерения предмета - высота и ширина.
Прямоугольные предметы (ложа, столы, и т.д.) изображаются обычно в ортогональной проекции, виде сбоку.
Амфора Андокида, 520-510 гг. до н.э.
Персефона и Аид, килик, ок. 440-430 гг. до н.э.
Килик из музея Метрополитен, 5 в. до н.э. (Надеюсь, не сочтут это пропагандой гомосексуализма:)
С середины 5 в до н.э. происходят изменения. Греческие художники открывают для себя третье измерение. Проявляется это, например, в изображении круглых предметов, в частности, щитов, в виде эллипса.
Кратер Ниобид, 46-450 гг. до н.э.
Позднее, начиная со второй пол. 5 в до н.э. греческие вазописцы начинают изображать боковую сторону у небольших прямоугольных предметов, например, столиков, стоящих перед ложем.
Симпозиаст. Кафарос из Беотии, 450-425 гг. до н.э.
Симпозий, ок. 420 г до н.э.
Аполлон, Зевс и Гера, этрусский каликс-кратер, ок. 420-400 гг. до н.э.
Апулийский кратер, ок. 410-400 гг. до н.э.
Постепенно небольшие стулья и столы начинают изображаться как-бы в виде снизу, так что становится видна нижняя поверхность седалища.
Апулийский краснофигурный кратер, ок. 410-400 гг. до н.э.
Дальнейшее развитие процесса:
Хрис и Агамемнон. Апулийский краснофигурный кратер, ок. 360-350 гг. до н.э.
Елена и Парис. Апулийский кратер, 380-370 гг. до н.э. Ларец дается почти в правильной фронтально-диметрической проекции. Обратите внимание также на капитель и абаку колонны.
Изображения, в которых прямоугольные предметы (стулья, подножия) показываются в виде сверху появляются довольно поздно:
Апулийский кратер, ок. 350-340 г. до н.э.
В ранних краснофигурных вазах интерьер изображается очень условно. Даже в тех случаях, когда действие явно происходит в помещении (например, симпозии) мы не увидим даже намека на потолок, пол и стены. Впрочем, последние обозначаются изображениями предметов, которые должны на них висеть (например, те же амфоры)
Со второй пол. 5 в до н.э. появляются изображения потолочных балок, которые показываются в виде небольших прямоугольников (черных и светлых), расположенных вертикально и без бокового смещения.
Впрочем, черные прямоугольники можно трактовать как триглифы. На то, что действие происходит в интерьере, намекает также колонна.
Аттический краснофигурный килик, ок. 440-430 гг. до н.э.
Тесей и Минотавр, аттический краснофигурный килик, ок. 440-430 гг. до н.э.
Примечания:
• Я отлично понимаю всю уязвимость датировок греческих ваз. Здесь я пытаюсь выстроить логическую схему развития пространства в живописи. По счастливой случайности, общепринятые даты ей не противоречат, а если бы противоречили - тем хуже для дат:))
• Естественно, вазопись - не самый лучший объект для изучения эволюции пространственных построений. Во-первых, потому, что она - искусство декоративное, и как всякое декоративное искусство не очень-то стремится к иллюзионизму. Во-вторых, опять же, в силу своей декоративности, вазопись имела подчиненное положение по отношению к монументальной живописи. Но образцов последней до нас дошло ничтожно малое количество, чтобы составлять по ним какие-то концепции. Впрочем, те образцы греческой монументальной живописи, что сохранились (например, роспись Казанлыкской гробницы), описанной схеме не противоречат.
• Уже в эпоху архаики в вазописи встречаются изображения человеческих фигур, как бы развернутые в глубину. Но о пространственных построениях проще все-таки судить по предметам прямоугольной формы.