Эссе о политкорректности -2. О старости

Oct 23, 2012 18:14

Одной из табуированных тем в нашем обществе является возраст человека. Особенно это касается женщин, но и многие мужчины преклонного, среднего, а порой и довольно молодого возраста не приходят в восторг от того, когда им об этом самом возрасте напоминают. Не так давно, будучи у родителей прочитал статью Минкина в МК, где он возмущается выражением «пенсия по старости». Прилично говорить «пенсия по возрасту», это никого не оскорбляет. Так и хочется добавить - пока не оскорбляет.
Слово «старый», кстати, изначально не имело того значения, которое он несет сейчас, т.е. «ветхий», «дряхлый». Вспомним: «старый казак Илья Муромец», «старый солдат», «старый морской волк». Т.е. матерый, зрелый, опытный, короче говоря, не зеленый юнец, а умудренный жизнью человек. Лет, допустим, сорока-сорока пяти, а то и моложе. То же самое относится и к женщинам. Привел, сын в дом невесту, девушку лет восемнадцати - она будет называться молодухой, а ее тридцатишестилетняя свекровь автоматически становится старухой. У Некрасова тридцативосьмилетняя Тимофеевна - «старуха», и в то же время, «женщина красивая, широкая и плотная», то есть, «баба в самом соку», как раз такая, какие нравятся мужикам.
Но уже веке в 19-м, слово «старый» указывает чаще на возраст, а не на опыт и зрелость. Тогда «стариками» начинают называть 50-60-летних. Даже в конце позапрошлого столетия. Вспомните у Чехова «старик Григорий Петров, 56-и лет». А на опыт и зрелость указывает слово «пожилой», т.е. тот кто пожил. А разве можно сказать про сорокалетнего человека, что он не пожил на свете? Помню, моя бабушка свободно называла людей на пятом десятке пожилыми, хотя ей самой к тому времени было уже за восемьдесят.
Но и здесь коннотация «возраст» постепенно начинает преобладать, и пожилыми начинают называть все более возрастных людей. Еще лет тридцать назад называть 60-летних пожилыми, было нормально, сейчас же большинство людей этого возраста на такое обращение обиделись бы. (Сами они могут называть себя и стариками, но в этом есть доля кокетства). Если про шестидесятилетнего говорят что он пожилой, то это имеет издевательский характер, как правило. Помню, Лимонова во время его отсидки назвали «пожилым писателем-бунтарем» в новостях по какому-то центральному каналу. А попробовали бы, к примеру, сказать «пожилая певица София Ротару» (которой 65)!
То же касается и других наименований возраста. Попробуйте назвать сорокалетнюю даму «женщиной бальзаковского возраста». Впрочем, лучше, конечно, не пробовать. А ведь роман Бальзака назывался «Тридцатилетняя женщина», так что по отношению к сорокалетней это комплимент, можно сказать.
К чему это я? Да все к тому же. Если какое-то явление (в нашем случае - старость) имеет негативное значение, то, как его не называй, определенной группой людей слово, его обозначающее, будет восприниматься как оскорбление. Тут остается только перестать обижаться и(или) менять отношение общества к этому явлению.
P.S. Ну да, я помню, что есть еще и акселерация, и продолжительность жизни (а с ней и средний возраст населения) непрерывно растёт. Но я сейчас не об этом.

политкорректность, 21 век, личное, общество, обычаи, культура

Previous post Next post
Up