Путевой дневник 1973 г.

Nov 04, 2024 17:41

Летом 1973 г. три молодых человека из Костромы, Юрий, Виктор и Сергей, совершили путешествие к берегам Балтийского моря. Им было от 24-х до 26-и лет, все они работали преподавателями в костромском институте усовершенствования учителей, в течение года копили на поездку. Записи, представленные ниже, вёл Сергей, к тому же, он неплохо рисовал и ( Read more... )

семейный альбом, общество, 20 век, Балтика

Leave a comment

ext_4424687 November 7 2024, 19:24:52 UTC

В Литве в общественном транспорте надо было компостировать талоны за 4 копейки. Их продавали в газетных киосках. "Серебряный гроб" в костёле Петра и Павла - рака с мощами св. Казимира из кафедрального собора свв. Станислава и Владислава, где тогда была Картинная галерея. Костёл Петра и Павла - кусочек Италии с великолепной лепниной, покрывающей стены и своды, где порхают стайки ангелов, растут кактусы, оливы и чертополох. Мне в Галерее тоже больше всего нравились романтические работы Рущица - ученика Куинджи. Современный вид зданию собора придал Гуцевич, масон и якобинец, учившийся в Париже у Леду. Он умудрился собрать воедино в сильную, динамичную композицию зальный храм со стенами и пилонами 15 века и кучу разномастных капелл. Наиболее эффектна барочная капелла св. Казимира 1620-30-х годов. Под ней при Пилсудском была устроена крипта, где можно видеть саркофаги короля Александра Ягеллончика и двух жён Сигизмунда Августа. Русские путешественники обычно собор не ценят, считают недостаточно экзотичным. Хотя, исторической экзотики там хватает. При раскопках в подземельях были найдены остатки языческого жертвенника 13-14 веков, где горел неугасимый огонь.

Каунасская галерея витража и скульптуры размещалась в бывшей гарнизонной церкви Ковенской крепости, поставленной по оси Николаевского проспекта - главной магистрали "Нового города". Вильджюнас - автор интересных памятников Гуцевичу и Чюрлёнису, поставленных в семидесятые годы. Сейчас такое не поставят. У Девятого форта в восьмидесятые годы сооружён экспрессивный монумент скульптора Амбразюнаса, победивший на конкурсе в начале семидесятых. Сейчас такое невозможно. Американские литовцы Дарюс и Гиренас в 1934 году купили одномоторный пассажирский самолёт, оснастили дополнительными бензобаками, и полетели из Нью-Йорка в Каунас. Пилоты погибли при аварии в Померании и стали национальными героями. Их похоронили в 1964 году. Здание музея, где выставлены обломки самолёта, построено по проекту талантливого, но сильно злоупотреблявшего литовского архитектора Владимира Дубенецкого. На фотографиях оно не смотрится, но в реальности удивительно соразмерно своему окружению. Перестроенная колокольня сохранилась от деревянной церкви при полковом манеже. Довоенный фуникулёр поднимает на вершину холма Жалякальнис. Там в межвоенные годы строился на добровольные пожертвования самый большой в Прибалтике костёл Воскресения. В советские годы недостроенное здание разделили на этажи и использовали для практических нужд радиозавода. Сейчас костёл отстроен в соответствии с первоначальным проектом. Забавно, недостроенный, он смотрелся выразительней, возвышаясь над городом таинственной краснокирпичной громадой, сейчас же напоминает банальную телефонную станцию. Недостроенные здания часто смотрятся весьма выразительно. Ещё нет шаблона.

Если путешественники ехали из Вильнюса на электричке, то они проезжали самый старый в Российской империи железнодорожный тоннель 1860-х годов.

Reply

tito0107 November 8 2024, 05:04:50 UTC

Спасибо за дополнение!

Reply


Leave a comment

Up