Закончил читать книгу Л.И. Тананаевой "Маньеризм и барокко. Очерки искусства Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки конца XVI-XVII века". (2013).
Несколько картин упомянутых там художников.
1.
Йозеф Хайнц Старший (1564-1609). Кающаяся Мария Магдалина
(У Тананаевой он Хейнтц, но там вообще много архаики и ляпов хватает)
Первоисточник, думаю, всем известен, но тут чистый маньеризм.
Парочка работ, где маньеризм уже вплотную приближается к барокко:
2.
Йозеф Хайнц Старший. Похищение Прозерпины. Ок. 1595
3.
Йозеф Хайнц Старший. Падение Фаэтона. 1596
Хайнц был и архитектором.
4.
Оружейный дом в Аугсбурге. 1602-1607
Тоже на грани маньеризма и барокко.
5.
Йозеф Хайнц Старший. Автопортрет с братом и сестрой. 1596
Сестра здесь - сама портрет, с первого взгляда и не поймёшь.
Художнику 32 года - молодой, но уже не юный. Юный здесь:
6.
Ханс фон Аахен. Портрет Йозефа Хайнца. 1585
Ханс фон Аахен (1552-1615) - учитель Хайнца, известный маньерист, но этот портрет - почти караваджизм (а Караваджо в то время краску растирал у Симоне Петерцано). Вот сам фон Аахен в юности:
7.
Ханс фон Аахен. Автопортрет. 1574
8.
Ханс фон Аахен. Аллегория, Мира, Плодородия и Науки.
Рисунок к картине лучше чем сама картина. поэтому его здесь и помещаю
Хорош как портретист, но его многофигурные маньеристические композиции нравятся мне меньше, хотя не скажу, что они плохи. Куда мощнее у Бартоломеуса Спрангера (1546-1611), оказавшего на Ханса фон Аахена сильное влияние.
9.
Бартоломеус Спрангер. Минерва, защищающая науки и искусства, побеждая невежество. Ок. 1591
И как портретист Спрангер весьма неплох.
10.
Бартоломеус Спрангер. Автопортрет. Ок. 1580-1585
Все они работали в Праге, при дворе Рудольфа II.