Позднеманьеристическое

Sep 20, 2024 10:09

Закончил читать книгу Л.И. Тананаевой "Маньеризм и барокко. Очерки искусства Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки конца XVI-XVII века". (2013).
Несколько картин упомянутых там художников.

1.


Йозеф Хайнц Старший (1564-1609). Кающаяся Мария Магдалина
(У Тананаевой он Хейнтц, но там вообще много архаики и ляпов хватает)

Первоисточник, думаю, всем известен, но тут чистый маньеризм.

Парочка работ, где маньеризм уже вплотную приближается к барокко:

2.


Йозеф Хайнц Старший. Похищение Прозерпины. Ок. 1595

3.


Йозеф Хайнц Старший. Падение Фаэтона. 1596

Хайнц был и архитектором.

4.


Оружейный дом в Аугсбурге. 1602-1607

Тоже на грани маньеризма и барокко.

5.


Йозеф Хайнц Старший. Автопортрет с братом и сестрой. 1596

Сестра здесь - сама портрет, с первого взгляда и не поймёшь.
Художнику 32 года - молодой, но уже не юный. Юный здесь:

6.


Ханс фон Аахен. Портрет Йозефа Хайнца. 1585

Ханс фон Аахен (1552-1615) - учитель Хайнца, известный маньерист, но этот портрет - почти караваджизм (а Караваджо в то время краску растирал у Симоне Петерцано). Вот сам фон Аахен в юности:

7.


Ханс фон Аахен. Автопортрет. 1574

8.


Ханс фон Аахен. Аллегория, Мира, Плодородия и Науки.
Рисунок к картине лучше чем сама картина. поэтому его здесь и помещаю

Хорош как портретист, но его многофигурные маньеристические композиции нравятся мне меньше, хотя не скажу, что они плохи. Куда мощнее у Бартоломеуса Спрангера (1546-1611), оказавшего на Ханса фон Аахена сильное влияние.

9.


Бартоломеус Спрангер. Минерва, защищающая науки и искусства, побеждая невежество. Ок. 1591

И как портретист Спрангер весьма неплох.

10.


Бартоломеус Спрангер. Автопортрет. Ок. 1580-1585

Все они работали в Праге, при дворе Рудольфа II.

Прага, живопись, барокко, маньеризм, 16 век, 17 век

Previous post Next post
Up