Три момента из "Века Революций"

Jul 06, 2024 19:52

Продолжаю читать Хобсбаума, теперь уже "Век Революции".
Три момента.
1. С конца 18 века на протяжении нескольких десятилетий в Британии (кажется, не только в ней) шла дефляция, цены снижались.




Очевидно, в текстильной промышленности снижение происходило за счёт роста производства и конкуренции. Производство оставалось доходным, но фабрикантов снижение цен едва ли могло радовать. Естественно, зарплату рабочим тоже приходилось снижать, но рабочие едва ли были в восторге от этого, и поэтому владельцы мануфактур далеко не всегда шли на прямое сокращение зарплаты, действовали иным способами, например, усилением механизации.

2. Население Англии стремительно росло, особенно быстро росли города, численность Лондона превысила планку в миллион как раз около 1800 г., а лесов на острове почти не оставалось. В этих условиях растёт угледобывающая промышленность. В 1800 г. в Великобритании было добыто 10 млн т. угля, что составляло 90% от мировой добычи, во Франции, находившейся на втором месте - менее миллиона. Именно там начинают применяться машины с паровым двигателем (первоначально для откачки воды из шахт). Именно угольная промышленность породила железнодорожный транспорт.

3. Появление железной дороги, в свою очередь, дало толчок развитию угольной промышленности: за 1830-1850 гг. добыча угля выросла втрое, во столько же раз выросло производство железа (до этого металлургическая промышленность Британии находилась в кризисе). Интересно, что довольно скоро вложения в строительство железных дорог перестало приносить большие доходы инвесторам, а некоторых просто разоряло, тем не менее, вкладывать продолжали. К 1840 г. в железные дороги было вложено 28 млн. фунтов, а к 1850 - 240 млн. Хобсбаум отмечает, что доходы английской буржуазии росли слишком быстро. Разумеется, их тратили на предметы роскоши (но не так активно, как земельная аристократия), вложение же капитала в другие страны могло принести большой доход, но было слишком рискованным, в том числе и потому, что политическая ситуация могла резко измениться. Поэтому вкладывали в то, что уже было привычным, в т.ч. и в железные дороги.

Британия, 19 век, прогресс, транспорт, 18 век, экономика, техника

Previous post Next post
Up