Об атрибуциях

Mar 02, 2024 11:43

На протяжении всего 19 века на выставках старых мастеров существовала практика экспонировать картину под тем именем и названием, на которых настаивал владелец. Естественно, всякий захудалый сквайр мнил себя обладателем шедевра если не Рафаэля, то, на худой конец, Джорджоне, сомнения в атрибуции со стороны знатоков могли уязвить его самолюбие и известны случаи, когда владелец картины отказывался предоставлять её на выставку, если организаторы не согласятся с его атрибуцией. Перед последними стояла дилемма: показывать картину под явно неверным авторством и/или названием, либо не показывать вовсе и, как правило, выбирался первый вариант, но указывалось, что организаторы выставки не несут ответственности за атрибуцию экспонатов. Зато уж критикам и искусствоведам не возбранялось заявлять о своих сомнениях.
Так, Бернард Беренсон писал по поводу выставки венецианских мастеров, открывшейся в 1894 г., что из тридцати "Тицианов", представленных на ней, кисти великого венецианца принадлежит лишь одна работа (впрочем, устроители выставки осознавали, что большинство картин - копии с Тициана, либо продукция его мастерской), а по поводу картины "Портрет дамы - профессора из Болоньи", экспонируемой под именем Джорджоне, Беренсон заметил, что это не Джорджоне, не дама, не профессор и не из Болоньи.
Вот эта картина, ныне находящаяся в музее Эшмола:



Бернардино Личинио. Юноша с черепом. 1524

По поводу того, как юношей принимали за женщин (самый известный пример тут, конечно, "Юноша с лютней" Караважо) надо отдельный пост писать.

По книге Фрэнсиса Хаскелла "Эфемерный музей. Картины старых мастеров и становление художественной выставки"

19 век, живопись, атрибуция

Previous post Next post
Up