О художественных выставках 19 века

Feb 29, 2024 09:47

Три эпизода из книги Фрэнсиса Хаскелла "Эфемерный музей. Картины старых мастеров и становление художественной выставки"

1.
В 1813 г. в Лондоне прошла выставка произведений Джошуа Рейнольдса. Выставка вызвала много нареканий. Так, иным посетителям, привыкшим к чётким контурам и вылизанной поверхности неоклассицистской живописи, контуры на портретах Рейнольдса казались размытыми, а мазки - слишком грубыми и небрежными. Критики отмечали, что причёски и костюмы моделей Рейнольдса вызывают теперь лишь усмешку и помешают по достоинству оценить его портреты.

Действительно, об этом не задумываешься сразу, но вот это:




должно было в 1813 г. восприниматься как-то так:



(Да, я знаю, что на некоторых картинках современная реконструкция моды 90-х)
"Старые обезьяны хвалёных дедовских времян"!

Может даже, мода 1780-х тогда выглядела даже более экстремально, чем мода 1990-х сейчас, ибо мы видим множество фильмов и фотографий той эпохи, люди же начала 19 века, в массе своей, в лучшем случае, могли видеть лишь некоторое количество портретов и гравюр, и собранные в одном месте в большом числе картины действительно могли произвести неожиданных эффект.

2.
В 1857 г. в Манчестере проходила дна из самых грандиозных художественных выставок в истории - "Художественные сокровища Великобритании". Было представлено более 16000 работ старых и новых мастеров (картины, скульптуры, гравюры и рисунки, предметы ДПИ), для размещения экспозиции возвели грандиозный павильон 200 м в длину и 61 м в ширину (разобрали после завершения выставки).

Выставку посетили около 1,3 млн. человек, в числе её посетителей было множество известных личностей от королевы Виктории до Фридриха Энгельса.



Вид экспозиции

Грандиозные выставки второй половины 19-нач. 20 веков играли, во многом, ту же роль, какую играет Интернет сегодня. Уже появился транспорт, способный доставить великое множество людей в одно место и соответствующая инфраструктура, но ещё не было возможности транслировать информацию, в частости, изображения в достаточно хорошем качестве на большие расстояния и для огромного числа потребителей. Когда родилась фотография, высказывались опасения, что она убьёт не только живопись, но и находившийся тогда в детском возрасте туризм: путешествовать станут энтузиасты, или профессионалы-фотографы, а обыватели будут сидеть у камина в своей гостиной и разглядывать качественные дагерротипические снимки Карнакского храма и Ниагарского водопада. Этого не произошло, туристов сейчас больше, чем когда-либо в истории, но необходимость собирать в одном месте достижения науки и искусства, чтобы с ними могли ознакомились как можно больше людей, не то, чтобы отпала (большие выставки по-прежнему проводятся), но стала, скажем так, менее актуальной.
P.S. Отмечу, что и сами собрания искусства в первой половине 19 века были труднодоступны для широких масс. Во второй половине столетия они становились всё доступнее, этим, отчасти объясняется, что потребность в столь масштабных сборных выставках уменьшилась.

Выставку посещали не только представители высших классов и интеллигенция. Специально для посетителей из простого народа издавались путеводители вроде "Посещение Бобби Шаттлом и его супругой Сайро манчестерского Дворца великих сокровищ в Траффорте" (на манчестерском диалекте!). В один из дней крупный промышленник Томас Фэйрбэйрн привёз на выставку более 800 механиков со своего завода, в другой день работодатель, имя которого в книге не называется, доставил 2500 работников. (Представляете, во сколько это обошлось, ведь билеты не были дешёвыми!) Не знаю, может, суровые манчестерские мужчины и предпочли бы бесплатное посещение паба созерцанию рафаэлевых Мадонн, но с другой стороны, не стоит их недооценивать, особенно учитывая голод на образы.

3.
С середины 19 века национализм (тогда ещё в относительно хорошем смысле слова) играет всё большую роль и в организации художественных выставок и музейных собраний. К началу 20 века:




Что существование Хуберта Ван Эйка вызыват некоторые сомнения до сих пор - это я слышал, но вот чтобы сомневаться в существовании Яна? Кто же тогда "Портрет четы Арнольфини" написал? Мемлинг, что ли?

Британия, 19 век, живопись, мода, восприятие, техника

Previous post Next post
Up