О восприятии у крестьян

Jan 16, 2024 10:16

Блогер ссылается на Бориса Миронова, а Борис Миронов - на Е.А. Андрееву-Бальмонт. Мемуары последней я уже начал читать.


Read more... )

19 век, восприятие, Россия

Leave a comment

lizardian January 16 2024, 07:34:51 UTC

С одной стороны, вроде, нормально, а с другой - а как же иконы, лубочные картинки, всякие расписные народные промыслы типа Жостова, Гжели?

Reply

tito0107 January 16 2024, 07:46:46 UTC

А это привычные картинки. Люди знали, что на них изображено, что это вот Бова Королевич, а это Никола Угодник, знали, что первый висит на стенке, а второй стоит в красном углу. А когда показывают новую картинку в непривычных условиях - попробуй, разбери. что на ней изображено.

И, естественно, не следует абсолютизировать. Наверняка многие крестьяне понимали, что изображены на картинке, но внимание привлекали те, кто не разбирал.

Reply

kneiphof January 16 2024, 09:55:54 UTC
У меня возникает ощущение “yes but actually no”. Иконы, лубки, гжель/хохлома и т. д. - оно ведь все очень стилизованное. Т. е. является схемами и абстракциями в еще большей степени. Странно, если фигуру человека (святого) на иконе они узнавали, а (подозреваю) гораздо более реалистичную картинку человека - нет. Это я не совсем в порядке спора, скорее удивления. Вообще интересный пример того, что и реалистичное искусство требует научения для своего восприятия. Это к известному аргументу, регулярно всплывающему при обсуждении современного искусства постсоветскими гражданами - “Ну что это за искусство такое, если нужно объяснять, что нарисовано?” И это я не об абстракции, а о вполне фигуративном искусстве (от постимпрессионистов и далее - импрессионистов, все ж, обычно нормально воспринимают), выходящем за рамки соцреализма.

Reply

mokwis January 16 2024, 10:06:26 UTC

Реалистичное искусство не так уж реалистично, как нам кажется?

Reply

kneiphof January 16 2024, 10:08:04 UTC
Возможно

Reply

sinigr January 16 2024, 10:31:24 UTC

Икона была просто ВЕЩЬЮ. Святой, но ВЕЩЬЮ. Что именно на ней изображено-не имело никакого значения (хотя сюжетов то ровно два-Николай и Богоматерь с младенцем).

Reply

ext_5347958 January 16 2024, 13:55:07 UTC

Два сюжета? Чиво-чиво?

Reply

tito0107 January 16 2024, 10:35:29 UTC
А кто сказал, что изображения на иконах и лубках они распознавали сразу? Этому тоже учились.

Reply

kneiphof January 16 2024, 09:57:12 UTC
Еще вспомнились истории о том, как крестьяне, первый раз попав в барский дом, крестились на портреты. В их представлении любая картина была иконой.

Reply

assinus_tristis January 17 2024, 23:33:12 UTC

И по сути они были более правы, чем кажется. В исконном понимании священное изображение от несвященного отличается только выбором персонажа, про стиль и прочее мы уже сильно потом напридумали.

(я тоже иногда крещусь на портреты)

Reply

vladlitovchenko January 16 2024, 11:42:42 UTC

как-то с трудом верится что вот совсем не понимали люди что изображено. может боялись говорить? непривычное окружение, непривычные люди, стресс и пр. ну и плюс селяне - донедавна на барина косо посмотреть нельзя... тут лучше помалкивать и не высовываться.

потому как рисунки различной степени схематичности - это же не интергральная микросхема- практически все культуры производят изображения.

Reply

kandeybober January 16 2024, 12:45:33 UTC

Косили под идиоток, чтобы пожалели и подали.
Ну или сифилис.

Reply

dt_sd January 17 2024, 01:55:28 UTC
Напомню что речь идёт не о 17 веке а о конце 19, Сытин вовсю трудился, офени по деревням книги больше ста лет носили. Причем здесь привычное, непривычное; что такое изображение на бумаге все знали.

Reply

tito0107 January 17 2024, 04:19:53 UTC

Знать, что такое изображение на бумаге, мало. Надо видеть много таких изображений. надо знать контекст, где и когда нечто будет изображено. Выготский ещё в 1920 гг. писал про городских детей, у которых не было книг с картинками и потому рисовали они гораздо хуже сверстников, у которых такие книги были.

Reply

dt_sd January 17 2024, 04:26:32 UTC
Рисовать это совершенно другой навык. Понимать что на картинке лес или собака, это, простите, про элементарные умственные способности. Им не показывали на картинке смартфон, а объекты с которыми они сталкивались каждый день. Не могут связать, это признак умственной отсталости.

Reply

lampa11 January 16 2024, 21:02:13 UTC

Андреева была сожительницей, полюбовницей, церковь не дала разрешение нищеебу Бальмонту на брак, а вот его бывшей жене Гарелиной, дочери фабриканта дала...насочиняют не весь чего и выдают. Бальмонт без денег с ума сошел, то вешался, то прыгал.. видать и сожительница такая же была, 2 дурака БальмоHт сам- из крестьян села Гумнищи, Шуйского уезда, почитайте хоть, потомок француза, после наполеоновских войн... Все лучше видать было остаться в России, чем жрать улиток с голодухи во Франции..

Reply


Leave a comment

Up