Вчера меня спросили, что я думаю по поводу современной моды и я ответил, что на наших глазах происходит "великий женский отказ", подобный "великому мужскому отказу" рубежа 18-19 веков.
Молодые девушки, а вслед за ними и женщины более зрелых возрастов отказываются от демонстративной роскоши, яркости и подчёркнутой сексуальности в вешнем облике в пользу... если выразить одним словом, то в пользу удобства, пожалуй.
Проводя исторические параллели надо отдавать отчет в их ограниченности и обращать внимание следует, скорее на различия в сравниваемых явлениях, нежели на сходства.
Последователи
Джорджа Браммелла отказывались от роскоши, но отнюдь не отказывались от сексуальности, мужская мода 19-первой половины 20 веков строится во многом, как мода "антиженская" и "антиженственная". Щёголь 18 столетия, напудренный, в парике, кружевах и разноцветных шелках ещё во времена Пушкина выглядел чучелом, "старой обезьяной", но, похоже, женоподобным такой тип начинает выглядеть только со второй половины 19 века. Широкие штаны, безразмерные блузы и худи, в которые одеваются современные девушки не подчёркивают достоинств фигуры, впрочем, у многих фигуры столь хороши, что не нуждаются в подчёркивании. Удобство превыше сексуальности и элегантности, впрочем, элегантность порой приходит вместе с удобством, а неудобная одежда и обувь редко добавляют изящества.
Другое существенное отличие двух "отказов". "Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет чёрный" - эту фразу, приписываемую Генри Форду, можно считать девизом более чем полуторавековой эпохи "великого мужского отказа". Все "правильные" мужчины должны выглядеть одинаково, различия между ними должны быть микроскопическими, выделяться неприлично, единообразие поощряется. Апогея эта идеология достигает уже в первой половине 20 века, Адольф Лоос - наиболее последовательно об этом говорит.
Сейчас же до единообразия никому особенно нет дела. Из 10 юных девушек от 15 до 25 лет, условно, очень похожими будут выглядеть 3-4, от силы пять, остальные не будут похожи на них, да и друг от друга будут отличаться. Косметика отнюдь не подвергается остракизму, хотя макияж сегодняшних девушек отнюдь не столь кричащих, как у их мам и бабушек в юности (в среднем, вынужден оговорится). Хочешь самовыражаться, самовыражайся, но никому особенно до этого дела не будет. Единственное, что вносит единообразие - это мода на гладкие волосы, слишком объёмные прически редки, а кудрявые волосы, как правило, стремятся загладить, хотя и не так усердно, как это делали лет 10-15 назад. Еще год-два назад я сказал бы, что весь выпендрёж у девушек ушёл в ногти, но сейчас и эта тенденция ослабевает, у многих ногти коротко стриженные и не накрашенные.
Разумеется, все эти тенденции наметились не сегодня и не вчера. В одном из
первых в этом ЖЖ постов о моде, написанном в 2010 г. (сейчас я бы уже не писал столь категорично), я уже отмечаю это, там я ссылаюсь на
Павла Пряникова (Хасида), ныне пропавшего с радаров. Тогда одной из первых примет "отказа" стал отказ от высоких каблуков. Можно углубиться в историю на много десятилетий и видеть истоки "великого женского отказа" в том, что женщины стали носить брюки. Правда брюки тоже почти сразу разделились на мужские и женские и вторые, в глазах ретроградов делавшие женщину мужеподобной, стали, напротив, подчёркивать женскую сексуальность.
Стает ли "великий женский отказ" действительно великим, е повернёт ли мода вспять глобально*? Время покажет, а мы будем наблюдать.
* Небольшие откаты, подобные откату к строгости 1980-х после пестроты 1970-х, будут наверняка.